Десять заповедей двоечников

Трудно сказать, кто написал Гарри Каспарову основные положения платформы единого оппозиционного кандидата. Не исключено, что он сам, в субботу поутру, «на коленке» перед открытием конференции «Другой России». Тогда вопросов нет: в  советское время тех, кто хорошо играет в шахматы, легко отпускали с уроков. Но мог бы показать хоть  Станиславу Белковскому  - не для мебели же тот пришел. Противоестественный «микс»  дремучего политического  невежества, популизма и плагиата. Ни один сколько-нибудь серьезный политолог никогда бы не подписался под подобным. Даже за много зеленых бумажек – другой раз ни одной не дадут, придется переквалифицироваться в управдомы…

Экс-чемпион пояснил, что обсуждать предвыборную платформу в целом не позволяет формат мероприятия. Прежде необходимо провести региональные конференции участников форума « Другая Россия », и только затем программа будет принята на Общероссийской ассамблее. Тогда, спрашивается, зачем собирались нынче? Ответ очевиден: Каспаров был совершенно не готов к этой конференции, и как неуспевающий школяр, просит перенести экзамен на осень. 

Однако осень не сулит «Другой России» позиционных изменений к лучшему. « Марши несогласных » со всей очевидностью показали, насколько чужды российской провинции потуги внесистемной оппозиции. Численность «другороссов» в регионах достигает анекдотически ничтожных значений, поэтому ждать инициированного низами идейного креатива не приходится. 

Как и предполагала «Правда.Ру», ни послы стран Запада, ни видные деятели госдепа США не посетили конференцию – их морально-политическая поддержка годичной давности успеха движению не принесла, скорее напортила слишком явным оранжевым оттенком. Слова   Каспарова «За год участникам коалиции удалось очень многое. В частности, удалось расширить базу консенсуса между различными политическими силами» живописуют достижения «другороссов» с точностью до наоборот. Коалиция развалилась. Карликовая бюрократия ОГФ полностью растворена в осколках запрещенного  лимоновского национал-большевизма – до такой степени, что Эдичка уже вознамерился выдернуть из-под гроссмейстера бренд  и зарегистрировать новую «Другую Россию». Как римейк НБП.

Есть старая морская байка.  Тонет парусник, шлюпки унес шторм. Видя, что моряки привязывают себя к мачтам, реям и другим деревянным вещам, сухопутный бедняга привязался к якорю. Таким вот «якорем спасения» становится для недавних соратников коалиция, и те, кто умеет держать нос по ветру, уже просчитывают будущие шаги. Самую, пожалуй, универсальную программу действий  заявила на конференции ДР Марина Литвинович. Безусловно, пиарщицу интересуют бюджетные перспективы, и она предложила триптих на все случаи жизни: программа демонтажа режима,    программа реформ, и третья, наиболее реалистичная  – на случай поражения на президентских выборах.

Платформа единого кандидата (самое занятное в том, что все они понимают, что никакого единого уже не будет!) производит впечатление бездумной компиляции и воинствующего политического невежества. Три ударных, на позитиве, финальных пункта представляют собой вольный пересказ нацпроектов Владимира Путина. Здесь и про стимулирование рождаемости на основе углеводородных сверхприбылей,  и про инвестирование программ общенационального значения (наверное, имели в виду «Доступное жилье»). Нанотехногии тоже не забыты -  «ставка на науку и высокие технологии», куда госвложения должны возрасти на порядок… так ведь кажется уже и возросли!

А вот про СНГ списали плохо, не подумав. «Россия должна вернуть себе роль ведущей страны постсоветского пространства» - зачем возвращать то, что никогда не терялось? Оказывается, «на смену умирающему СНГ придет новый, компактный и эффективный союз государств, связанных общими стратегическими интересами». Возможно, придет, но точно – не Союз. Отчего-то на постсоветском пространстве от этого слова вздрагивают – вы, Гарри Кимович, не знаете причины? 

Внутриполитические инициативы «другоросского» единого кандидата еще впечатлительнее внешних. «Придя к власти, оппозиционный кандидат должен ограничить конституционные полномочия президента страны». Серьезная заявка на авторитаризм и игнорирование воли народа – референдума по поправкам в Основной закон, стало быть, уже не потребуется?    Вся проблема властной вертикали оказывается, только в невыборности напрямую губернаторов и сенаторов. Очевидно, что неназванный автор либо активно не дружит с головой, либо не имеет ни малейшего понятия об устройстве государственного механизма, если предлагает строить «подлинный федерализм, основанный на принципах местного самоуправления».  Надо бы все-таки знать собственную историю. Новгородское вече было хорошо в рамках одного муниципального образования. Хотя от «оргмероприятий» Ивана Третьего у знатоков   до сих пор волосы дыбом,  никто не пеняет деду царя Грозного за  употребленную силу, хитрость и отвагу, чтобы сломать вечевые порядки и присоединить древний, богатейший город к Москве. 

А как о себе, любимом, не порадеть? «Необходимо кардинально снизить минимальную численность партий», утверждает Гарри Каспаров. Видимо, чтобы всякая дворовая команда могла претендовать на думские мандаты. Отдельной строкой спецзаказа следующее: «Кандидат официально провозглашает отказ России от концепций "энергетической сверхдержавы" и "суверенной демократии". Кандидат может провозглашать все, что угодно. Зачтут ли ему грантодатели, вот гамлетовской вопрос современности. Кабы это президент… но здесь, увы, от мертвого осла уши. 

Как профессионалу, мне огромное наслаждение доставил «розмысел» о судьбах российских СМИ. Когда читаешь, как от теории и практики контроля над средствами массовой информации власть должна отказаться, проникаешься теплотой к автору, который, несомненно, прошел журфак хотя бы коридором. Уж не Игоря ли Яковенко рука? Уж больно складно про Общественное телевидение на базе первого общенационального телеканала, учредителем которого станет почему-то Союз журналистов России. Эта руководимая зоологом-любителем организация так же никого не представляет, как и «Другая Россия». В сущности такая же клюющая с рук Запада контора-фикс, только на ниве масс-медиа. 

Читаем дальше: «Законодательно должно быть ограничено влияние крупного бизнеса на общенациональные СМИ». А в регионах и у муниципалов будет своя свобода слова? Хотя можно согласиться кое в чем, от коммерческой цензуры избавиться несложно. Для начала запретить любую коммерцию, включая рекламу, полностью национализировать медийные потоки. Ну, и Агитпроп соответственно, как  тогда без него…

Десять заповедей двоечников. Хотел написать «политических», но передумал. Господи, какие они политики, укажите пальцем хоть одного! Даже до «Швэпс» надо дорасти.

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *