Над парламентом Татарстана нависла угроза роспуска?

Кампания по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральным вышла на новый виток. Появились первые судебные решения, неисполнение которых может повлечь роспуск региональных парламентов президентом.

Вчера же Верховный суд России удовлетворил частный протест зам. Генпрокурора по Поволжскому округу Александра Звягинцева на отказ Верховного суда Татарcтана рассмотреть его иск о признании 42 статей татарстанской Конституции противоречащими федеральному законодательству. Татарстанский суд мотивировал свой отказ тем, что не имел права рассматривать такое дело. Верховный суд России рассудил иначе: дело возвращено на рассмотрение татарстанским судьям, которым теперь придется-таки сравнить свой основной закон с федеральным. Добрую половину их работы еще прошлым летом проделал Конституционный суд: проверяя конституцию республики Алтай, КС постановил, что никакого суверенитета, права на землю и недра, а также права называть себя субъектом международных правоотношений (чем, собственно, и грешит конституция Татарстана) у субъектов Российской Федерации нет и быть не может. Так что хотя бы по этим позициям решение ВС Татарстана предрешено.

По такому же сценарию разворачивались события и в Мордовии, где уже на днях ВС республики рассмотрит иск прокуратуры. Здесь, правда, речь идет не о суверенитете, а о правилах организации законодательных и исполнительных органов власти.

Если парламенты республик, где действуют противоречащие федеральному законодательству конституции, будут упорствовать в своем нежелании их исправлять и дальше, перспектива их роспуска президентом станет вполне реальной.

Полпред президента в Поволжье Сергей Кириенко обращался недавно в КС с просьбой разъяснить, когда и какая ответственность наступает в случае неисполнения прошлогоднего решения КС по алтайской конституции. В своем ответе конституционные судьи сообщили, что по принятому прошлым летом путинскому закону «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ» президент через шесть месяцев после принятия судебного решения может направить региональному парламенту свое первое (оно же последнее) предупреждение. А еще через три — обратиться к Госдуме с предложением принять закон о роспуске злостных нарушителей, и закон этот должен быть рассмотрен в течение двух месяцев. Следуя логике КС, решения региональных судов для начала процедуры роспуска даже не требуется.

А это должно серьезно насторожить парламентариев Башкирии, где хоть и нет прокурорского иска в суде, процесс приведения конституции в соответствие с федеральным законодательством сильно буксует. Между тем Башкирия наравне с Татарстаном — единственные республики округа, так и не отказавшиеся от суверенитета.

«TatNews.RU»

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить