Геращенко не хочет ссоры с властью

Ситуация с «единым кандидатом» от оппозиции (почему-то непременно всей) складывается весьма причудливая. « Другая Россия », претендовавшая изначально на монополию общественного протеста, полностью обанкротилась – это ясно сегодня всем и в доказательствах не нуждается. Движение фактически на нелегальном положении, программа не написана даже тезисно, самозваные вожди  окончательно расплевались. Отчаянные потуги ОГФ собрать массовки «несогласных» в регионах уже просто смешны. Вашингтонские благодетели глубоко разочарованы и урезали «оранжевые» бюджеты ровно вдвое. Похоже, наконец, дошло даже  до госдепа США : у  России нет социального запроса на радикализм.

Но означает ли это, что в стране вообще нет оппозиционеров? Конечно, нет, мыслящие иначе, чем власть, имеются – как и в каждой стране. Но этот слой, преимущественно интеллигентский, очень тонок,  самолюбив, эгоистичен  и слишком разнороден, чтобы прийти хоть к какому-то консенсусу. Инициативная группа по выдвижению кандидатом в президенты советского диссидента Владимира Буковского лишнее тому подтверждение. Этим людям, не скрывающим имен, малосимпатичен Владимир Путин , но идея проплаченной Западом смены режима им нравится еще меньше. Мараться о «Другую Россию» они не станут ни при каких обстоятельствах.  Но главная проблема либералов, не идеи, а персоналии. Круг личностных  предложений критически узок: такая уж она, Россия, что всегда голосует не за идею, а за личность. 

Так может ли  любая личность, яростно критикующая курс президента, рассчитывать на доверие  общества, которое в подавляющем большинстве этого президента поддерживает? Скорее всех однозначный ответ  уяснил опытнейший аппаратчик Виктор Геращенко . Председатель Совета директоров ЮКОСа в опубликованной «Коммерсантом» программной статье добросовестно перечислил многое из недавнего послания Владимира Путина Федеральному собранию РФ. О том, что стране необходимо как можно скорее соскочить с «нефтяной» иглы; о необходимости возрождения фундаментальной науки и создания высокотехнологичных производств. Геращенко, правда, обошел молчанием социальную сферу, но и то лишь потому, что это было бы уж слишком похоже на плагиат известных нацпроектов. Зато оставил себе повод сослаться на прозорливость  своего патрона Ходорковского , сочинившего на нарах «Левый поворот-2».

Гарри Каспарову впору задуматься, не поторопился ли он с поддержкой бывшего главы ЦБ РФ  – тот опустил  весь революционный пафос «Другой России». Сделано это с некоторой даже элегантностью. Кандидат в президенты в целом положительно оценил путинское наследие, с товарищеским участием  порассуждал, как нелегко придется преемнику (имея в виду, понятно, преемника, поддержанного президентом РФ). Но ни словом не обмолвился о собственной программе действий. Что позволило дистанцироваться от многих бредней «другороссов», вроде люстрации госчиновников советского происхождения (сам такой!) или перехода к конфедеративному устройству страны.

Кое в чем славный «Геракл», конечно, передернул – в том, например, что следующий российский лидер обязательно будет испытывать «дефицит легитимности».  Легитимность, как известно,   на весь срок правления дают результаты  выборов, признанные ЦИК и принятые обществом. Корректнее было бы говорить о недостатке доверия, если новый хозяин Кремля  по неопытности совершит ошибки. Но ведь это, если и случится, то после, а не до инаугурации. Но вся штука в том, что Геращенко протаскивает совсем другой тезис. Об этом, в частности, рассказал NewsInfo директор Института политических исследований Сергей Марков.

«Геращенко утверждает, что  свободные выборы  позволят Владимиру Путину «максимально красиво покинуть президентский пост, создав работающую «подушку безопасности» на Западе, а заодно и в послепутинской России.  Фактически  же  отставной главный банкир ведет речь вот о чем:  если  все,  в том числе оппозиционные радикалы, смогут принять участие в президентских  выборах 2008 года, то победителя это обстоятельство только  укрепит. Победитель в любом случае будет от Путина.  Я  думаю, из этой статьи вытекает прямой намек, что участие Касьянова  и самого Геращенко,  -  без претензий на победу! - тоже укрепит будущего лидера», - полагает политолог.

По мнению Сергея Маркова,  Геращенко послал Кремлю  месседж: «Я не враг, который будет участвовать в выборах, чтобы навредить -  на самом деле я друг». Касьянов вместе с Геращенко  действительно дистанцируются от маргиналов. Во-первых, охлократические забавы претят натурам карьерных чиновников высших в прошлом рангов. Во вторых, они хотят, чтобы власть почувствовала разницу: «другороссы» проводят  тактику подорвать эффективность выборов, а кандидаты с приставками «экс» своим былым авторитетом, напротив, подкрепляют легитимность избрания главы государства. И поэтому, дескать,  Кремлю не имеет смысла тратить силы на борьбу с ними – давайте сотрудничать.  Или на крайний случай поддерживать взаимный нейтралитет. Что на деле означает только одно: «Не мешайте мне нормально вести избирательную кампанию, даже на деньги Ходорковского. Вам, кремлевцам, от этого только лучше будет». А Касьянову не мешайте  выдвигаться  кандидатом от Березовского – тезисы статьи Геращенко, считает Сергей Марков, можно развить и так.

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить