«Марши несогласных напоминают бродячий цирк»

Хотя многие россияне имеют претензии к действующей власти, оппозиция вызывает гораздо большее отвращение. Лимонов, Каспаров и Касьянов – тусовочные персонажи, которые просто не знают, чем живет народ, а, значит, не могут предложить ничего конструктивного. Об этом заявил в интервью «Правде.Ру» известный телеведущий, политолог Владимир Соловьев.

- Насколько серьезную политическую силу представляет нынешняя российская оппозиция?

- Я считаю, это трагично, что у нас нет оппозиции. Я считаю, что оппозиция необходима в любой стране, но сейчас в России оппозиция абсолютно не сформулирована. У людей есть высокий уровень отвращения ко многим действующим политикам и партиям, но этот уровень не систематизирован. И когда эти клоуны вызывают большее отвращение, чем люди во власти, возникает вопрос, который я как-то задал своим радиослушателям: «Вы хотите, чтобы вместо правительства, в котором даже есть Зурабов, появилось бы правительство, в котором будут Лимонов, Касьянов, Каспаров и иже с ними?». Ответ однозначный: «Слушайте, да оставьте нам наших!». Не в смысле «Наших», а в смысле тех, которые уже есть, потому что вот эти, которых вы предлагаете, это же просто кошмар!

Несомненно, есть какие-то здравые идеи в том, что говорит Каспаров, и, наверное, есть какие-то здравые идеи в том, что говорит Касьянов, но у меня сразу возникает вопрос – а чего же они их никогда не реализовывали? Особенно Касьянов. Для меня разницы между Касьяновым и Зурабовым найти невозможно, разве что в размере процента и возможности приватизации власти. Когда Касьянов был у власти, что-то он себя не проявил ни демократом, ни даже, скажем вежливо, кристально честным человеком. А какой Лимонов может быть в правительстве? Геращенко – это вообще не оппозиция.

- Как Вы относитесь к проведению разного рода «Маршей несогласных»?

- Это подобие цирка Шапито с клоунами, которые кочуют по всей стране и повсеместно проводят красочные народные гульбища под названием «Марш несогласных»! поскольку в каждом отдельном городе набрать нужное количество людей не удается, им необходимо, чтобы активисты «несогласных» переезжали с места на место, как кочующие клоуны. «Сегодня на арене! Только один день!» Где власть поумнее, на это не обращают никакого внимания. Ну а где власть понаивнее, начинают народу призывы давать: «Ни в коем случае не ходите на этот ужасный митинг!»

В конечном итоге – эти марши обучают ОМОН и власть. Если бы они хотя бы раз в жизни выдвинули лозунги, которые действительно беспокоят россиян, то случилось бы как тогда, когда старики выходили на улицу и перекрывали дороги. Но эти наивно считают, что проблема в том, что их мало показывают. Хотя их показывают достаточно. Они не могут понять, чем живет народ. Нет ни одних выборов (честных или нечестных), которые бы могли выиграть Каспаров, Касьянов и Лимонов.

Ну что знают Лимонов, Каспаров и Касьянов, эти абсолютно тусовочные персонажи, о жизни реальных людей? Ответ, к сожалению, очевиден. Ни черта! Абсолютно очевидно также, что ни при каких обстоятельствах нельзя называть добром то, что они несут народу.

Когда люди осуждают «Русский марш» за его антироссийские и человеконенавистнические лозунги и за то, что он был несанкционирован – я понимаю. Когда все говорят, что марш геев тоже не надо проводить, поскольку сама его возможность проведения оскорбляет наши традиционные устои и чувства, я поддерживаю такие разговоры. Но я не понимаю, как после всего этого вдруг происходит «Марш несогласных»! Почему все те, которые с пеной у рта кричали, что «Русский марш» омерзителен, вдруг в один голос начинают твердить, что «Марш несогласных» - это круто?! А в чем разница? Что одним не разрешили, что другим не разрешили.
Ведь завтра националисты выведут на улицы в десятки тысяч больше людей, чем их было у «несогласных», и страна умоется кровавой юшкой. Когда они ходят, хоть «наши», хоть «не наши» - одинаково раздражают и те, и другие. Когда вдруг дикая толпа людей с жесткими лицами выходит и начинает кричать что-то вроде: «Русские идут! Это «Русский марш»!», я начинаю судорожно соображать: «Мама родная! Что происходит? Зачем они это кричат?! Что, эти люди без этого марша не знают, что они русские?» Хорошо, а завтра чей будет марш? К чему это ведет, кто-нибудь подумал?

- Почему же оппозиция в России, зачастую, принимает такие неадекватные формы?

- У нас ведь куда ни посмотришь в стране, ну все не слава богу! Как не соберут дома втихаря выносимый с любимой работы товар – все равно автомат Калашникова получается. Какую партию ни начинаем создавать, глядишь – старая знакомая КПСС! Это какая-то феноменальная особенность нашей логики. Мы так мыслим.

Отличить, к примеру, Владимира Ильича Ленина с Надеждой Константиновной Крупской от Гарри Кимыча Каспарова с Валерией Ильиничной Новодворской на какой-то определенной исторической перспективе невозможно! А уж понять, чем Феликс Эдмундович Дзержинский отличается от Чубайса, можно только долго вчитываясь в их биографию. Но по убежденности, по методологии, по системности и по уровню ненависти к людям они все одинаковы.

Вся эта оппозиция вызывает у меня ностальгию по юкосовским временам, когда многие вопли были хорошо оплачены. С какой радостью эти оппозиционеры вскрывают среди себя агентов Кремля, крича, что они вот взяли деньги у администрации! Но я не понимаю, в чем принципиальная разница: взял ты деньги у администрации или того же ЮКОСа? Разница в чем? Важно, чтобы ты не брал деньги, а зарабатывал своей профессиональной деятельностью.

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить