Экс-глава Евросуда заскучал на пенсии?

19 января 2007 года швейцарец Люциус Вильдхабер, возглавлявший Европейский суд по правам человека , вышел в отставку. После первой декады вольной отставной жизни он вдруг сделал заявление газете Die neue Zuricher Zeitung, которое мигом разошлось по всем ведущим мировым СМИ. Оказывается, во время своего визита в Москву, который состоялся в октябре прошлого года, главного правозащитного стража объединенной Европы пытались отравить!

Ситуация более чем странная и противоречивая. Кому, как не высокопоставленному (выше некуда!) жрецу европейской Фемиды,  вдруг  да не знать юридической ценности материальных доказательств и порочности  голословных утверждений? Да еще спустя три месяца с момента события – чего, случайности преступления? Но никаких свидетельств не приводится, хотя возможности запастись ими у Вильдхабера, несмоненно, были. Например с использованием служебного положения, если простого обращения в лечебное учреждение оказалось бы недостаточно. Во что, имея в виду Швейцарию , верится с большим трудом.   В конце октября прошлого года мэтр Вильдхабер побывал в трехдневной командировке в России, откуда, по его словам, вернулся тяжело больным. Главе Страсбургского суда поставили диагноз — заражение крови.

Он якобы долго болел. Если по-швейцарски «долго» больше одной недели, развитие недуга председателя суда в точности совпало с госпитализацией 10 ноября 2006 года Александра Литвиненко . Неужели перипетии «полониевого» скандала с нагнетанием антироссийской истерии не навеяли никаких аллюзий  - ни высокопоставленному пациенту, ни медицинскому персоналу клиники в Базеле? Нет. Все лабораторные анализы крови Вильдхабера (с его слов) были уничтожены. А сам многоопытный правовед не стал  обращаться со своими подозрениями в правоохранительные органы - мол, шансы на успех были ничтожны. Невысоко, однако, ценит глава высокого международного суда возможности швейцарских криминалистов. Удивляет и то, что администрация Базельской клиники до сих пор публично не отреагировала на  скандальные широковещательные заявления экс-председателя  – а между тем, Люциус Вильдхабер косвенно обвинил признанных медицинских светил  минимум в недостатке квалификации, если не в халатности.

Справедливо сформулировал вопрос «Московский комсомолец» - кому и  зачем понадобилось травить швейцарца? «Вильдхабер не исключает, - подчеркивает газета, -  что эта попытка была связана с его деятельностью на посту главы суда, в котором рассматривалось немало исков против России. Более того, по словам судьи, на него неоднократно оказывалось давление со стороны российских властей. Но даже если это так, то каков был бы толк от отравления швейцарца, когда в суде состоит около 50 судей и конкретные вердикты выносят несколько юристов, которые чередуются?»

Обескуражен неожиданным заявлением Вильдхаберапредседатель Конституционного Суда РФ Валерий Зорькин – именно он как глава КС принимал в Москве приехавшего на три дня европейского коллегу. По его словам, в Москве председатель Страсбургского суда по правам человека   на здоровье не жаловался. «Господин Вильдхабер   прекрасно себя чувствовал, мы его провожали, он был в здравии и благополучии. Я получил от него благодарственное письмо»,  - приводит слова  Зорькина «Страна.Ру». И это тоже, согласитесь, странно: общественные фигуры такого масштаба не могут поблагодарить SMS-кой или сбросить e-mail. Официальное письмо хоть пару дней да идет, и с порога, вернувшись домой, не бросаются к столу – благодарить! 

Как-то все эти детали не вяжутся с отравлением. Оно проявилось бы уже на перелете в Швейцарию. Вспомним Егора Гайдара – в Дублине он почувствовал себя плохо практически  сразу после чашки чая. Совсем недавняя история с плохо вымытым чайников в израильском Кнессете – тоже немедленная реакция депутатского желудка. С другой стороны, провожать по традициям русского хлебосольства у нас любят и умеют, «на посошок» многие иностранцы ломаются, но это явления разового характера. Но чтобы дело  до заражения крови… Впрочем, сепсис можно приобрести вследствие мозоли на ноге.

По информации председателя КС РФ, первоначально Вильдхабер  говорил лишь о пищевом отравлении. «Насколько я помню, отравление, которое, судя по его тогдашнему письму судьям Страсбургского суда, действительно имело место, было лишь пищевым. Он вышел на работу и работал до сего времени. Что произошло? Я не медик и не могу комментировать», - заявил Зорькин.

На самом деле, медицинские обстоятельства, совершенно не очевидные, только уводят в сторону от истинного мотива недомогания экс-председателя. Он куда в большей степени политический, конъюнктурный – на фоне полония-210. Любой отравленный сразу попадает в эпицентр пристального медийного внимания. Наверное, господин  Вильдхабер за все свое страсбургское председательство не испытавал такого пристального внимания журналистов к своей персоне. В отставке такие знаки внимания СМИ особенно ценны. Мысль о том, что он подложил свинью своим российским коллегам в ответ на их внимание и хлебосольство, экс-председателя, видимо, не посещала.

Характерно, что официальный Страсбург избегает комментировать заявление Вильдхабера. Здесь настойчиво подчеркивают, что он говорит уже как частное лицо, и это иной формат реагирования. Более того, глава Парламентской ассамблеи Совета Европы (суд структурная единица ПАСЕ) Рене ван дер Линден  заявил, что он очень не хотел бы,  чтобы это как-то повлияло на отношения России и Совета Европы. «В период председательства России в СЕ мы наблюдали конструктивное сотрудничество и надеемся продолжать в том же духе», - заявил глава ПАСЕ .

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить