Сергей СНЕГОВ: реструктуризация назло?

Конец минувшей недели ознаменовался эпохальным свершением. Внеочередное заседание правительства РФ приняло программу реформирования электроэнергетики. РАО «ЕЭС России» будут реформировать 8-10 лет. На первом этапе реформы будут проводиться внутри РАО, этап продлиться до 2004 года. На втором этапе планируется разбить естественного монополиста на две компании.

Отношение к этому плану далеко не однозначно. При этом стоит отметить, что принятая правительством программа – самая мягкая из предложенных.

С одной стороны нужно признать, что деятельность РАО ЕЭС сегодня с экономической точки зрения малоэффективна – чудовищные суммы неплатежей за электроэнергию тому подтверждение. Впрочем, собственно вины энергокомпании здесь нет – банальная истина «такова жизнь» лучше всего объясняет сложившуюся ситуацию, при которой потребители хотят но не могут, а производители электроэнергии могут, но в последние месяцы все больше не хотят. Огромные финансовые потоки ходят по стране как бы отвлеченно, не попадая в казну предприятий и, соответственно, не проходя в качестве платежей за электроэнергию.

Большой вопрос – изменится ли что-либо с разделением РАО на две компании. Последние годы делались серьезные шаги для объединения в глобальную энергосистему не только российских энергоресурсов, но и энергосистем ближнего зарубежья. Фактически, остался один небольшой шаг для восстановления прежнего колосса – единой энергосистемы Советского Союза. На параллельную работу перешли энергосистемы России и Средней Азии и Казахстана, давно работают в параллельном режиме энергосистемы России и Белоруссии, не так давно был осуществлен переход на параллельную работу с энергосистемой Украины.

Вопреки расхожему мнению, прежняя глобальная система от Балтийского моря до Тихого океана была не только крупнейшей, но и эффективнейшей в мире. Соединенные Штаты, к примеру, сполна нахлебались проблем разрозненной энергосистемы, когда из-за несогласованных действий энергокомпаний полстраны оставались без света.

Сейчас большинство стран переходят на единую энергосистему, объединяя энергетические компании как минимум общим диспетчерским управлением. Такое управление, впрочем, может быть эффективно лишь при условии единой тарифной и финансовой политики – то есть, фактически, происходит полное объединение компаний. Смысл единого диспетчерского управления теряется, если одна из частных компаний – производителей электроэнергии – вдруг отказывается подчиняться диспетчерскому пулу по экономическим причинам.

Обучаться единому диспетчерскому управлению, к слову сказать, западные специалисты предпочитают на примере энергосистем постсовесткого пространства. В Минэнерго любой страны СНГ работают те или иные западные структуры – ЕБРР, ТАСИС и т.д., которые, официально, обучают персонал работать по-новому. Любой специалист, между тем, в приватных беседах утверждает, что западные коллеги скорее обучаются сами, нежели могут сообщить что-то новое экс-советским энергетикам.

Россия же пошла по иному пути. Расчленение единой энергетической компании на две коммерческие структуры, может быть, не так и страшно. Они в любом случае останутся под общим диспетчерским управлением. Однако сопутствующих проблем возникнет множество. В частности, потребуется согласовывать чисто техническую работу с финансовой деятельностью компаний.

Фактически, разъединение приносит больше проблем, чем выгод. Возможно верный с политической точки зрения шаг – реструктуризация РАО ЕЭС, представляется несколько странным с технологической точки зрения. В любом случае, в будущем придется объединяться. Так может, просто не реструктуризировать?

Сергей СНЕГОВ

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить