События в Карачаево-Черкесии – цветочки, ягодки будут впереди

В ближайшее время аналогичные события можно ожидать в Татарстане, Башкирии и в ряде других регионов
Революция в Карачаево-Черкесии закончилась, федеральный центр выступил против смены руководства республики. "Мы никому не позволим незаконными методами доводить дело до свержения власти в республике", — заявил полпред президента в ЮФО Дмитрий Козак.

События в республике развивались следующим образом: 9 ноября на площади в центре Черкесска был организован митинг, в котором приняли участие родственники семерых местных жителей, тела которых нашли в заброшенной шахте. Все семеро пропали в ночь на 11 октября в районе дачи бывшего зятя президента КЧР Али Каитова — гендиректора объединения "Кавказцемент". Среди погибших, которые являлись акционерами АО "Кавказцемент", был, в частности, депутат республиканского парламента Расул Богатырев. Участники митинга требовали расследовать убийство, наказать виновных, а также отправить в отставку Батдыева. Угрожали голодовкой. Митинг закончился штурмом Дома правительства. Родственники убитых устроили в кабинете президента погром, провели в кабинете главы Карачаево-Черкесии двое суток, согласившись покинуть его только ночью 11 ноября после встречи с полпредом президента в Южном федеральном округе Дмитрием Козаком.

Переговоры дались полпреду нелегко. Дважды он покидал президентские апартаменты, предлагая доведенным до исступления людям "еще раз посовещаться и подумать". И, возвращаясь, слышал все те же требования: хотя бы временно отстранить Батдыева от власти, снять с должности прокурора республики Владимира Ганночку и других чиновников, виновных в трагедии. Но Козак держался твердо. Выражая искреннее соболезнование родным и близким погибших, он, тем не менее, не уставал доказывать: нельзя добиваться исполнения даже справедливых требований таким образом, иначе можно ввергнуть всю страну в большую беду.

Полпред заверил, что после 15 ноября, когда завершится следствие, будут приняты соответствующие решения и последуют отставки. И если будет установлена причастность Батдыева к преступлениям, то и без дополнительных просьб он лишится своего поста. Но в любом другом случае отстранить президента от власти можно лишь на основе Конституции.

Козак заявил родственникам погибших, что их горе пытаются использовать в своих интересах различные политические силы. "Ко мне, — сообщил Дмитрий Козак, — на этой неделе приходили четыре человека и говорили, что "в обмен на министерские портфели они готовы в течение двух часов заставить вас прекратить любые выступления". Полпред не назвал имена "просителей", но, как сообщил "НГ" источник в аппарате президента КЧР, речь идет о тех людях, которые на прошлогодних выборах поддерживали бывшего главу республики Владимира Семенова. "Именно они, в том числе и оппозиционные депутаты Народного собрания, — подчеркнул источник, — заинтересованы в референдуме о недоверии Батдыеву и его отставке".

Впрочем, как заявил "НГ" экс-президент КЧР Владимир Семенов, "никакой оппозиции в республике нет, оппозиция — это весь народ, который не согласен с криминальным беспределом, царящим в Карачаево-Черкесии". По мнению генерала, "происходящее в КЧР — закономерный итог той ситуации, когда вся республиканская вертикаль власти пронизана коррупцией".

Эксперты о событиях в КЧР

Сергей Деменский, доцент кафедры политологии МАИ, политолог, кандидат наук:

- События в Карачаево-Черкесии — явный кризис региональной власти, которая основывается на принципе номенклатурного распределения собственности, находящейся в ведении региональной власти. Мне кажется, в ближайшее время аналогичные события можно ожидать в тех регионах, где власть основывается на том же принципе — в Татарстане, Башкирии, в ряде других регионов , в которых губернаторы сидят по третьему сроку и пытаются управлять своими регионами за счет назначения своих родственников в наиболее крупные бизнес-единицы в регионе.

Татьяна Ушакова, председатель совета директоров ОАО Омское производственное объединение "Радиозавод им. А.С. Попова":

- Наблюдая за событиями в Карачаево-Черкесии, я прихожу к единственному выводу, что федеральной власти необходимо создать такой механизм, который не допускал бы перерастания конфликтов между собственниками из экономической плоскости в политическую и все отношения между собственниками должны регулироваться исключительно экономическими механизмами без вмешательства в них, прежде всего региональной власти.

"На мой взгляд, произошедшее является своего рода неким знаком, который показывает окончание одного периода, и наступление другого — в процессах, которые происходят на Северном Кавказе, и то, как к ним должны относиться центральные власти. После того, как распался СССР, и пошли центробежные тенденции, сложилась следующая ситуация: в большинстве республик Северного Кавказа у власти остались те же, или почти те же фигуры, что были при советской власти. Во всяком случае, это все люди с прошлым советских партработников, и соответствующим опытом. И там, где они остались при своем прежнем положении, ситуация была более или менее стабильная. Там же, где к власти пришли другие лидеры, на волне националистической риторики, или же религиозные лозунги, а чаще всего, и того и другого вместе — там все это обычно заканчивалось конфликтом. Наиболее яркий пример — Чечня при Дудаеве. Были Гамсахурдиа, Эльчибей, некоторые из этих фигур остались в истории, о других сейчас уже никто не вспоминает. Но эти все лидеры приводили свои народы к состоянию конфликта, к войне с соседями. А там, где у власти были бывшие партруководители, такого не происходило", — заявил в интервью радиостанции "Эхо Москвы" Абдул-Гамид Булатов, доктор исторических наук, старший научный сотрудник Отдела Кавказа Института этнологии и антропологии РАН, специалист по бытовому исламу .

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *