Чиновники взяли слишком много, но сокращать избыточные функции не желают

«Чудище обло, огромно, стозевно и лаяй» – такими словами известный русский поэт Василий Тредиаковский описывал Лернейскую гидру. Довольно быстро этот образ стал применяться к описанию российского аппарата управления. Последний по сути не претерпел серьезных изменений с петровских времен, а его сходство с мифическим чудовищем дополняется тем, что на месте каждой отрубленной головы отрастают две новые. По этой причине проводящуюся в России административную реформу можно было бы уподобить подвигу Геракла, беда лишь в том, что на роль героя поставить некого.

 

 По самым скромным оценкам Минэкономразвития, 57 российских министерств и ведомств исполняют в общей сложности 5 600 правоустанавливающих и контрольно-надзорных функций. Об эффективности чиновничьего труда каждый россиянин имеет собственное представление. Экономисты же говорят о том, что избыточное число обязанностей не просто снижает эффект от деятельности конкретного ведомства, но и наносит прямой ущерб всему обществу. Однако работа по сокращению полномочий, проводимая чиновниками и в интересах чиновников, грозит обернуться сизифовым трудом.

 

 Министерство экономического развития и торговли представило в правительство предложения по упразднению избыточных функций федеральных органов исполнительной власти. Об этом сообщил вчера на пресс-конференции первый заместитель министра Михаил Дмитриев. По его словам, все предложения требуют изменений в законодательстве.

 

 О скорости ведомственного и парламентского законотворчества по-российски можно слагать легенды. Или анекдоты. Забытый ныне законопроект, ограничивающий права иностранцев на участие в российских СМИ, был разработан и принят в течение нескольких недель. Зато проект закона о страховании банковских вкладов физических лиц блуждает по правительственным и думским коридорам без малого десятилетие. Можно не сомневаться, что изменения в законодательстве, затрагивающие интересы широкого круга министерств и ведомств, десятков и сотен чиновников разного ранга, будут проходить через тернии обсуждений и согласований с неменьшими трудностями и с не большей скоростью.

 

 Впрочем, пока и обсуждать депутатам особенно нечего. Проанализировав ведомственные полномочия в начале нынешнего года, Минэкономразвития предложило к упразднению 23 функции, сочтенные избыточными. Обиженными министерством оказались пять ведомств – МВД, МАП, Минпромнауки, Минприроды и ФКЦБ. Но затем в действие вступили бюрократические механизмы: каждое ведомство должно было подписаться под согласием на упразднение функций. В итоге, как сообщил Михаил Дмитриев, к сегодняшнему дню из 23 предложенных функций согласовано упразднение шести. В очередной раз гора родила мышь. И практически одновременно замминистра признал, что речь в любом случае идет о чисто номинальных функциях, которые ведомствами даже реально не исполняются. На настоящие полномочия никто еще толком не посягал.

 

 С большим скрипом идет и другой процесс. Минэкономразвития предложило ведомствам подробно описать исполняемые ими функции. В июне чиновникам были разосланы 17-страничные «паспорта функций», предусматривающие ответы на 180 вопросов. «Паспортизацией», кстати сказать, было охвачено далеко не всё. По словам Михаила Дмитриева, паспорта были составлены на 2,2 тыс. функций – чуть более чем на треть от их приблизительного количества. Но и с ответами на вопросы справилась лишь половина ведомств.

 

 Нежелание чиновников раскрывать карты объясняется совсем не трудоемкостью заполнения 17-страничных анкет. Не в последнюю очередь оно связано с тем, что руководители ведомств и сами зачастую не знают досконально все ведомственные функции. Но главный интерес чиновников – всегда и везде, заметим, – экономический.

 

 Реформа госслужбы, по замыслу Минэкономразвития, должна увенчаться переводом финансирования государственных органов на принцип функциональности. Ведомственный бюджет должен будет формироваться не на основе штатной численности, а в соответствии с объемом возложенных на ведомство функций. Орган власти, по словам Михаила Дмитриева, будет сам определять, содержать ли большой штат и платить меньшую заработную плату, либо осуществлять свои функции исходя из меньшего штата, но с большей зарплатой сотрудников. И подобная практика может начаться уже с 2005 г.

 

 Иначе говоря, любая функция в глазах чиновника получает вполне определенную цену. И расстаться с ней по доброй воле не согласится ни один здравомыслящий бюрократ. Предложенная Минэкономразвития логика административной реформы, таким образом, входит в очевидное противоречие со здравым смыслом, когда телега ставится впереди лошади. Но пока министерству, по признанию Михаила Дмитриева, приходится исходить из возможного, а не из необходимого.

Ссылки по теме RBCdaily

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить