Автор Правда.Ру

Чиновники взяли слишком много, но сокращать избыточные функции не желают

«Чудище обло, огромно, стозевно и лаяй» – такими словами известный русский поэт Василий Тредиаковский описывал Лернейскую гидру. Довольно быстро этот образ стал применяться к описанию российского аппарата управления. Последний по сути не претерпел серьезных изменений с петровских времен, а его сходство с мифическим чудовищем дополняется тем, что на месте каждой отрубленной головы отрастают две новые. По этой причине проводящуюся в России административную реформу можно было бы уподобить подвигу Геракла, беда лишь в том, что на роль героя поставить некого.

 

 По самым скромным оценкам Минэкономразвития, 57 российских министерств и ведомств исполняют в общей сложности 5 600 правоустанавливающих и контрольно-надзорных функций. Об эффективности чиновничьего труда каждый россиянин имеет собственное представление. Экономисты же говорят о том, что избыточное число обязанностей не просто снижает эффект от деятельности конкретного ведомства, но и наносит прямой ущерб всему обществу. Однако работа по сокращению полномочий, проводимая чиновниками и в интересах чиновников, грозит обернуться сизифовым трудом.

 

 Министерство экономического развития и торговли представило в правительство предложения по упразднению избыточных функций федеральных органов исполнительной власти. Об этом сообщил вчера на пресс-конференции первый заместитель министра Михаил Дмитриев. По его словам, все предложения требуют изменений в законодательстве.

 

 О скорости ведомственного и парламентского законотворчества по-российски можно слагать легенды. Или анекдоты. Забытый ныне законопроект, ограничивающий права иностранцев на участие в российских СМИ, был разработан и принят в течение нескольких недель. Зато проект закона о страховании банковских вкладов физических лиц блуждает по правительственным и думским коридорам без малого десятилетие. Можно не сомневаться, что изменения в законодательстве, затрагивающие интересы широкого круга министерств и ведомств, десятков и сотен чиновников разного ранга, будут проходить через тернии обсуждений и согласований с неменьшими трудностями и с не большей скоростью.

 

 Впрочем, пока и обсуждать депутатам особенно нечего. Проанализировав ведомственные полномочия в начале нынешнего года, Минэкономразвития предложило к упразднению 23 функции, сочтенные избыточными. Обиженными министерством оказались пять ведомств – МВД, МАП, Минпромнауки, Минприроды и ФКЦБ. Но затем в действие вступили бюрократические механизмы: каждое ведомство должно было подписаться под согласием на упразднение функций. В итоге, как сообщил Михаил Дмитриев, к сегодняшнему дню из 23 предложенных функций согласовано упразднение шести. В очередной раз гора родила мышь. И практически одновременно замминистра признал, что речь в любом случае идет о чисто номинальных функциях, которые ведомствами даже реально не исполняются. На настоящие полномочия никто еще толком не посягал.

 

 С большим скрипом идет и другой процесс. Минэкономразвития предложило ведомствам подробно описать исполняемые ими функции. В июне чиновникам были разосланы 17-страничные «паспорта функций», предусматривающие ответы на 180 вопросов. «Паспортизацией», кстати сказать, было охвачено далеко не всё. По словам Михаила Дмитриева, паспорта были составлены на 2,2 тыс. функций – чуть более чем на треть от их приблизительного количества. Но и с ответами на вопросы справилась лишь половина ведомств.

 

 Нежелание чиновников раскрывать карты объясняется совсем не трудоемкостью заполнения 17-страничных анкет. Не в последнюю очередь оно связано с тем, что руководители ведомств и сами зачастую не знают досконально все ведомственные функции. Но главный интерес чиновников – всегда и везде, заметим, – экономический.

 

 Реформа госслужбы, по замыслу Минэкономразвития, должна увенчаться переводом финансирования государственных органов на принцип функциональности. Ведомственный бюджет должен будет формироваться не на основе штатной численности, а в соответствии с объемом возложенных на ведомство функций. Орган власти, по словам Михаила Дмитриева, будет сам определять, содержать ли большой штат и платить меньшую заработную плату, либо осуществлять свои функции исходя из меньшего штата, но с большей зарплатой сотрудников. И подобная практика может начаться уже с 2005 г.

 

 Иначе говоря, любая функция в глазах чиновника получает вполне определенную цену. И расстаться с ней по доброй воле не согласится ни один здравомыслящий бюрократ. Предложенная Минэкономразвития логика административной реформы, таким образом, входит в очевидное противоречие со здравым смыслом, когда телега ставится впереди лошади. Но пока министерству, по признанию Михаила Дмитриева, приходится исходить из возможного, а не из необходимого.

Ссылки по теме RBCdaily

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии
Западные СМИ рассказали о русском оружии Судного дня
Проституция накрыла Дагестан. 200-300 рублей - средняя цена
Украинцы обнаружили "трещины" в опорах Крымского моста
Минздрав объявил курилки угрозой Конституции
Сядут все: Навальный снова пытается сорвать инаугурацию
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Глава Совета Европы резко потребовал от России уплаты взноса
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Глава Совета Европы резко потребовал от России уплаты взноса
США окружили Россию кольцом биологических лабораторий
США окружили Россию кольцом биологических лабораторий
США окружили Россию кольцом биологических лабораторий
Как Саргсян продал Армению и что из этого вышло
Украина начала набор полицаев для патрулирования Крыма
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Это всерьез: Россия резко начала выводить деньги из США
Сядут все: Навальный снова пытается сорвать инаугурацию
"Умные города" появятся в каждом регионе России
Как Саргсян продал Армению и что из этого вышло
ВКС России снова "побрили" флот коалиции у Сирии