АПЛ «Курск»: Причины гибели огласке не подлежат

В третьем отсеке АПЛ «Курск» обнаружили еще три тела подводников. Погибших в результате столкновения субмарины с американской подводной лодкой?

Еще три тела погибших членов экипажа были обнаружены сегодня на АПЛ «Курск». Об этом сообщил военный прокурор Северного флота Владимир Мулов в эфире телекомпании «ОРТ». Фамилии погибших подводников пока не установлены. Таким образом, с момента начала работ в доке Росляково, обнаружены тела 71 моряка, 65 тел опознаны. К настоящему времени не до конца обследован только третий отсек. Сейчас в нем ведутся работы по расчистке завалов.

Пока специалисты продолжают извлекать тела моряков из субмарины, споры о том, что послужило причиной аварии на подлодке, продолжаются. Интересно, что по итогам социологических опросов о причинах гибели «Курска» большинство россиян считает, что именно столкновение с иностранной субмариной послужило детонатором взрыва и последующего затопления лодки. «Чтобы не портить отношения с США, к тонущему «Курску» во время не пришли на помощь. Если бы норвежские радиолокационные службы не зафиксировали сигналов SOS, то о гибели лодки мы бы никогда не узнали», - такого мнения придерживается подавляющее большинство россиян.

Некоторые специалисты тоже склонны предполагать, что «Курск» погубила американская подлодка. Бывший командующий флотилией атомных подводных лодок, Герой Советского Союза вице-адмирал Лев Матушкин считает, что причиной гибели атомохода «Курск» стало столкновение с иностранной подводной лодкой. Вице-адмирал подчеркнул, что выражает свою личную точку зрения.

- Рядом с местом аварии были замечены на поверхности бело-зеленые буи, которые применяют в аварийных ситуациях на флоте США, - заявил Лев Матушкин, - у нас - красно-белые. После того, как «Курск» начал тонуть, был запеленгован сигнал бедствия с подлодки. Без сомнения, чужой. В нашем флоте такие сигналы автоматически не передаются в целях секретности.

Хроника трагедии, по мнению вице-адмирала, складывалась следующим образом: иностранная подводная лодка и российская субмарина шли контркурсами на разных глубинах. Российская субмарина шла ниже предположительно американской подлодки и получила при столкновении повреждение сверху по левому борту. При таком верхнем повреждении невозможно создать противодавление и остановить проникновение воды. Носовая часть «Курска» резко накренилась, и лодка пошла ко дну. При этом, возможно, одна из торпед сорвалась и ударила в корпус. Дальше сдетонировал ее боекомплект.

Лев Матушкин категорически не согласен с версией о гибели лодки в результате неисправности торпеды. Он считает, что это «безграмотное заявление, рассчитанное на наивность общества». «Такие заявления - попытка скомпрометировать экипаж подлодки, а также службы торпедных баз». Что же касается доводов и заключений прокуроров то, как сказал Матушкин, «ни один прокурор, даже военный, не может считаться экспертом подводного дела». «Здесь ценным может быть мнение только настоящего эксперта подводного дела, конечно, при условии его честности», - сказал бывший командующий флотилией атомных подводных лодок.

Вряд ли гибель «Курска» в нынешних условиях гласной демократии осталасьбы тайной под грифом «секретно».Тайной, наверное, навсегда, останется причина, по которой подводная лодка пошла ко дну. Тем более что для сокрытия причин катастрофы делается все. Даже «не имеющая аналогов в мировой практике операция по подъему подводной лодки» ни что иное, как банальный способ сокрытия доказательств. Ведь по морской традиции тела погибших не достают из водных глубин: они покоятся там, где их настигла гибель. И многие родственники моряков с «Курска» были против того, чтобы тревожили прах их близких. Однако, Россия решила потратить колоссальные средства, чтобы достать на поверхность атомоход. Вроде бы тогда причины его гибели станут ясны. Не стали.

В ходе операции по подъему лодки проводились работы на корпусе субмарины, в том числе и распиливание наиболее пострадавшего отсека. А ведь в ходе экспертизы именно по характеру повреждений отсека лодки можно было судить о том, что послужило причиной этих повреждений. А нет повреждений, нет экспертизы, нет и выводов. С распиливанием отсеков лодки была уничтожена последняя надежда выяснить, почему затонул «Курск».

Кроме официальных и не совсем версий гибели субмарины: столкновение с миной времен Второй Мировой войны, неисправность торпеды, иностранная подводная лодка, столкновение с крейсером «Петр Великий», существует и еще одна версия. Практически сразу же после аварии она была озвучена, но ее тут же «замяли».

В августе 2000 года в Баренцевом море проходили масштабные военные учения (с участием и крейсера «Петр Великий»). Понятно, что сценарий учений держался в строжайшем секрете, но по данным из штаба командования, план учебной операции по какому-то трагическому совпадению полностью соответствовал событиям августа минувшего года. По сценарию учений отрабатывалось взаимодействие различных служб во время аварии на атомной подводной лодке. Было ли все случившееся действительно трагическим совпадением или нет, этого мы точно никогда не узнаем.

Екатерина Максимова

ПРАВДА Ру

ПРАВДА.Ру:

Причины гибели Курска...

МИД РФ: Россия передавать...

Марина Романова:...

Смертник достиг цели...

Независимая газета:

Убийца "Курска" - английская лодка "Сплендид", но и она погибла рядом

В гибели "Курска" начинают винить конструкторов

"Мы слышали "SOS" чужой лодки"

Вероятнее всего, "Курск" протаранила иностранная субмарина

"Курск" поднимут вместе с Европой

Эксперты смоделировали еще одну версию гибели атомохода "Курск"

Вероятнее всего, "Курск" протаранила иностранная субмарина

Агентство федеральных расследований:

Самая полная хроника гибели АПЛ "Курск" - Дайджест - www.flb.ru

KMnews:

Ложь и правда о "Курске"

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *