Предстоящие выборы станут проверкой НПСР на прочность

“Духовное наследие” готово брать ответственность перед народно-патриотическими силами, но беспочвенных, властных амбиций демонстрировать не будет, считает лидер движения, депутат Госдумы Алексей Подберезкин

— Алексей Иванович, чем, на ваш взгляд, был характерен последний съезд НПСР, который проходил в условиях жесточайшего политического и экономического кризиса в России? К тому же было объявлено о желании КПРФ идти на выборы в Думу самостоятельно, что, на взгляд многих, демонстрирует раскол левых сил.

— Должен сказать, что любые выборы — это очень тяжелое испытание для коалиции. НПСР зарекомендовал себя как очень эффективная сила на выборах в местные органы власти, губернаторов. Доказал, что в трех четвертях случаев он способен стабильно побеждать. И было бы очень жаль этот Союз, на который потрачено три года, потерять из-за расхождений в избирательных тактиках. Поэтому мы вышли на съезде на достаточно условный вариант решения, когда коммунисты идут своим списком, аграрии — своим. Возможно и формирование третьей колонны под условным названием “народные патриоты” или “демпатриоты”.

Мне кажется, что при согласованности действий это может принести успех. Придется, правда, делить округа, чтобы там оставался один кандидат от трех списков. Но если все это будет сделано, то победа НПСР может стать поразительной. Легко просчитывается порядка 20 процентов у коммунистов. Допускаю, что аграрии могут получить свои 7-8 процентов с союзниками и “народные патриоты” или “демпатриоты” могут получить свои 5 процентов, что в общей сложности выскакивает за 30 процентов. А при распределении мест в Думе это значит за 50 процентов.

— На патриотическом поле сегодня появились новые команды. Это движение “Отечество” Юрия Лужкова, учредительный съезд которого пройдет 19 декабря, это и “Союз народовластия и труда” Андрея Николаева и некоторые другие партии и движения. Вы рассматриваете их как конкурентов?
—В идеологическом плане я приветствую и движение Николаева, поскольку сам участвовал в его организации, и ту организацию, что создается вокруг Лужкова. Но у них есть две серьезные проблемы. Первая проблема — это временной ресурс. Для того, чтобы движение стало не формальным, (потому, что мало просто регистрации в Минюсте), а действительно реальной силой, нужно минимум два — два с половиной года серьезной, кропотливой работы. А этого времени у них нет. То есть это номинальные движения, которым нужно еще очень здорово поработать. Времени у них явно не хватает. Вторая проблема — это вопрос тактики.

Как они пойдут на выборы? Я не думаю, чтобы вокруг Николаева сложилась серьезная коалиция. Потому, что на левоцентристском поле будут толкаться и НПСР, и “народные патриоты”, и какие-то другие силы. Конечно, заявят о себе политики, ориентирующиеся на движение Лужкова “Отечество”. Поэтому не думаю, что у Андрея Ивановича есть перспектива самостоятельно пройти на выборах. Та же проблема и у Юрия Михайловича. Я полагаю, что он достаточно мудрый человек и не станет рисковать результатами парламентских выборов, т.е. не станет сам входить в список.

А его движение будет пытать счастья на парламентских выборах на некоторой дистанции от Лужкова. Тогда, если “Отечество” не добьется успеха — а такое не исключается, — это никак не повлияет на шансы Лужкова на президентство. Если же оно добивается результата, тогда у Лужкова появляется шанс опереться на президентских выборах на структуры, которые к тому времени могут созреть

— Алексей Иванович, в связи с нагнетанием правыми радикалами политической истерии в стране, волной их псевдоразоблачений и охаиванием силовых ведомств не исключаете ли вы возможности введения чрезвычайного положения в России? Тем более, что, как показалось, Зюганов невольно подыграл им на съезде НПСР, заявив о необходимости принятия неких чрезвычайных мер по борьбе с преступностью.
— Дело в том, что еще на 4-м съезде “Духовного наследия” я очень рельефно обозначил опасность прорыва криминала к власти. К сожалению, тогда на это не обратили внимания, хотя проблема представляла собой общую угрозу и для демократов, и для патриотов, и для коммунистов. Тогда ее не увидели, и вот сейчас она встала перед нами лицом к лицу.

Да, есть другая опасность — “чрезвычайки”. Разыграть карту обострения ситуации, ввести некое либерально-чрезвычайное правление, наделенное полномочиями для стабилизации хаоса. Президент тяжело болен. Сейчас основные рычаги власти у правительства, которое, на мой взгляд, является левоцентристским (хотя в нем есть и серьезные элементы от старого черномырдинского правительства — их не стоит недооценивать), а также у Федерального собрания. Это явно не устраивает радикал-либералов, которые хотят попробовать пойти ва-банк через чрезвычайщину.

И мне кажется, что многие события последнего времени укладываются в эту схему. Посудите сами: убили нескольких депутатов в том числе депутатов-коммунистов, депутатов-патриотов, но никто в подконтрольных радикал-либералам СМИ об этом не шумел. Даже смерть Льва Рохлина, достаточно радикально настроенного человека, не всколыхнула СМИ. Сразу же пошла гулять версия бытового убийства. Почему-то никто не стал озвучивать версию, “кому было выгодно убийство Рохлина”. Так и постарались замять его, как тривиальную “бытовуху”.

Мне больно об этом говорить, потому что Лев Рохлин был моим другом. Но его гибель просто-напросто замолчали. Потому что на самом деле это был вызов, брошенный патриотическому движению в целом.
Что же до гибели Галины Старовойтовой, то НПСР резко и решительно осудил это преступление. Попытки сегодня обвинять нас в чем-то совершенно абсурдны. Но волна политической истерии вокруг этой трагедии свидетельствует о том, что депутат депутату рознь, даже если оба пали от рук киллеров.

И сегодняшний накат на власть, которую, повторяю, олицетворяют правительство и Федеральное собрание — не что иное, как попытка либерал-радикалов путем “раскачивания лодки”, путем дискредитации правоохранительных органов повторить свое триумфальное вхождение во власти образца 91 года. Попытка, скажу сразу, обреченная на провал.

— Алексей Иванович, хотелось бы задать вам вопрос о конкретных планах движения “Духовное наследие”, лидером которого вы являетесь, тем более что и выборы в Федеральное собрание уже не за горами?
— Ближайшие три месяца будут посвящены подготовке либо к конференции, либо к съезду, поскольку возникает потребность тщательно обсудить выдвинутую нами комплексную программу выхода страны не просто из кризиса, а продвижения России вперед. Нерешенным остается и вопрос об участии в выборах, с которым следует определиться также за эти три месяца. Насколько наши активисты сами лично захотят участвовать, насколько нас поддержат — все это нужно решать.

Три месяца напряженной работы должны также выявить наш потенциал. Дело в том, что в марте мы должны принять решение возглавить народно-патриотические силы, поскольку без коммунистов и аграриев единственной серьезной структурой в НПСР остаемся только мы. Здесь не может быть каких-то обид, поскольку такую предвыборную кампанию надо формировать на солидной базе. Поэтому мы собираемся провести проверку личного состава и попросить всех подтвердить личными заявлениями свое участие в движении. Не коллективное членство, а именно индивидуальное. 

И если у нас будет сто или двести тысяч заявлений и мы увидим, что есть реальный организационный потенциал, тогда мы возьмем на себя такую ответственность. Если же нет, то, возможно, примем приглашение коммунистов и по образцу 95 года предложим им взять нас в свой список. Но я не исключаю и такого варианта, что мы вообще не будем принимать участия в выборах в любом качестве. Мы не амбициозная организация. Мы заняты своим делом. Не обязательно персонально участвовать в выборах.

И без нас немало найдется желающих, у которых нет никаких оснований для этого. Зато есть много амбиций. Мне не хотелось бы становиться на одну доску с людьми, которые будут биться за депутатские мандаты, не имея для этого серьезной поддержки организации.

Беседовал
Виктор ПРИТУЛА.

Автор Виктор Притула
Виктор Притула — советский российский журналист-международник, писатель-прозаик, бывший внештатный обозреватель Правды.Ру
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить