Сергей Глазьев: Экономическую политику надо строить без оглядки на МВФ

Собеседник Правды - Сергей Глазьев.
— Обнародованные тезисы антикризисных мер правительства вызвали шквал критики в ряде российских СМИ. Если это спланированная кампания, то кто за ней стоит? Есть ли доля объективной критики в том, что говорится по поводу программы? В частности, насколько реальны объявленные цифры инфляции - в 30- 40 процентов на следующий год?

— Стоило правительству заявить, что в качестве основных приоритетов своей политики оно рассматривает жизнеобеспечение страны, подъем производства, увеличение инвестиций, выполнение обязательств перед населением и защиту национальных интересов, как его тут же начали огульно обвинять в некомпетентности. Конечно, это спланированная и проплаченная кампания.

Ведь в течение последних лет главным приоритетом в деятельности предыдущих правительств было обеспечение сверхприбылей для финансовых спекулянтов, превративших федеральный бюджет в источник извлечения сверхприбылей путем сооружения финансовых пирамид государственных обязательств, разбазаривания государственного имущества, навязывания разорительных кредитов. При том, что расходы федерального бюджета на цели науки, образования, культуры, оплаты государственных заказов не превышали половины их запланированного объема.

Государство позволяло себе не платить десятки миллиардов рублей по своим обязательствам, разоряя тем самым работавшие на него предприятия и людей, средства на обслуживание государственного долга неизменно перерасходовались, превысив в первой половине этого года треть расходов федерального бюджета.

В газетно-телевизионной травле правительства использовались привычные приемы: членам правительства приписывали всякие высказывания, которых на самом деле не было, после чего принимались яростно критиковать их. Вцепились, например, в миф о запрете валюты, полностью исказив и передернув планировавшиеся меры по предотвращению вывоза капитала. Это и понятно - ведь без вывоза капитала олигархия смысла своей деятельности в России не видит.

Сочинили целые детективные истории о подготовке программы, испугав спекулянтов. Яркий пример - серия публикаций на эту тему в газете “Коммерсант”, в которых фантазии авторов, использовавших коллективный псевдоним, почти ничего общего не имели с реальным процессом подготовки программы.

Больше всего напугал почему-то Маслюков. Олигархам нравился Черномырдин, при правлении которого России был нанесен ущерб в полтриллиона долларов, расцвела коррупция и легализовалось казнокрадство в форме финансовых пирамид государственных обязательств и кредита бюджету. Они были в восторге от Кириенко, при котором страна стала банкротом, обвалился рубль и развалилась банковская система, вследствие чего уровень жизни населения снизился в полтора раза.

Их они устраивали, потому что реально страной управляли олигархи, которые расставляли кадры в правительстве и Центральном банке и формировали правила игры под себя. Теперь олигархов отодвинули от кормушки, заявив, что правительство будет работать не на них, а в национальных интересах. Поэтому их реакция через подконтрольную прессу не заставила себя долго ждать.

— Не предлагалось ли вам место в кабинете? На каких условиях вы бы в принципе согласились войти в правительство?

— Таких предложений не было.

— Уже состоявшаяся денежная эмиссия согласно некоторым данным имеет солидные масштабы. Каков, на ваш взгляд, предельно допустимый ее уровень в будущем, подняться выше которого означало бы породить неконтролируемую гиперинфляцию в стране, а значит, и похоронить все надежды на восстановление экономики?

— Если не вводить каких-либо ограничений на приобретение иностранной валюты, контроля за целевым использованием стабилизационных кредитов, эмитируемых Центральным банком для поддержки банков, то возможности денежной эмиссии весьма ограниченны. В отсутствие решений по введению дополнительных ограничений на вывоз капитала и приобретение иностранной валюты, а также мер по целевому регулированию потоков денежного предложения это означает, что контроль за инфляцией будет вестись прежними методами через количественные ограничения прироста денежной базы.

Это, в свою очередь, будет означать сохранение тенденций демонетизации экономики, дефицита ликвидности, высоких процентных ставок, а также накладывает серьезные ограничения на величину допустимой денежной эмиссии.

Как показывает международный опыт преодоления структурных депрессий, возможно сочетание политики низкой инфляции и высоких темпов наращивания инвестиций при условии использования специальных механизмов регулирования цен и процентных ставок с контролем за целевым использованием кредитов. В наших условиях, несмотря на ограниченность валютных резервов, в целях макроэкономической стабилизации можно было бы рассмотреть возможность временной (до весны) фиксации обменного курса рубля на надежном уровне (например, 20 рублей за доллар), что вместе с решением о “замораживании” цен на энергоносители и ужесточением контроля и регулирования естественных монополий создало бы серьезную опору для антиинфляционной политики.

Если эти меры дополнить усилением государственного регулирования цен (в том числе на региональном уровне), декриминализацией и поощрением конкуренции в торговле, политикой регулирования и снижения процентных ставок, а также контролем за целевым использованием кредитов, предоставляемых Центробанком на цели развития экономики и стабилизации банковской системы, то можно рассчитывать на эффективное сдерживание инфляции и ремонетизацию экономики при удвоении объема денежного предложения по сравнению с запланированным на этот год уровнем и ощутимом снижении процентных ставок.

Вместе с мерами по подъему инвестиционной и инновационной активности, реструктуризации и оздоровлению предприятий, росту конкурентоспособности и стимулированию НТП это существенно улучшит финансовое положение реального сектора, стимулирует спрос и расширение производства. В этом случае в следующем году можно будет решать одновременно задачи сдерживания инфляции на уровне 30—40 процентов и перехода к экономическому росту до 5 процентов ВВП.

— Означает ли попытка правительства получить кредит от компании “Де Бирс” под залог алмазов то, что шансов на кредиты от МВФ на сегодня нет никаких? Насколько реальны в таком случае поставленные правительством цели по восстановлению российской экономики?

— Я бы так не утверждал. Как показал ход переговоров с Международным валютным фондом, рассчитывать нужно на внутренние силы и формировать экономическую политику без оглядки на деструктивные требования, исходящие от МВФ, олигархии, псевдореформаторов и кого бы то ни было. На карту поставлена судьба страны.

После семи лет изнурительной работы по разрушению экономики и производительных сил страны нам предлагается полная и безоговорочная капитуляция, включающая отказ от национального суверенитета в проведении экономической политики, управлении природными ресурсами, денежной и финансовой системами, окончательный демонтаж системы государственного регулирования экономики и социальной защиты населения, прекращение попыток самостоятельного развития.

Для двух третей населения России принятие этой капитуляции, к которой вела политика предшествующих псевдореформаторских правительств, будет означать крах перспектив достойной жизни, а для общества в целом необратимую деградацию.

Единственный разумный выход заключается в последовательном и системном изменении экономической политики государства в интересах национального развития, производства, населения и общества. Пока в этом направлении сделаны лишь первые шаги, которые уже вызвали яростное сопротивление желающих окончательного саморазрушения России. Нужно как можно быстрее двигаться дальше, объединяя общество вокруг разумной и ясной программы преодоления кризиса и экономического роста с опорой на внутренние силы.

— Каков ваш прогноз на развитие экономической ситуации в стране в целом? Как долго будет хуже прежде, чем станет лучше?

-  В сложившихся условиях это целиком зависит от экономической политики. Требования, которые сегодня должны быть предъявлены к экономической политике, очень высоки. Расчеты показывают, что после обвального сокращения производства и инвестиций для нейтрализации нарастающей волны выбытия основных фондов необходимы экстраординарные усилия по не менее чем четырехкратному увеличению объема ежегодных инвестиций в обновление и развитие производственного потенциала страны.

При этом инвестиции должны быть качественными — они должны повышать конкурентоспособность отечественного производства и открывать новые возможности для экономического роста в масштабах мировой экономики. То же касается других макроэкономических ориентиров антикризисной программы.

Для вывода страны на траекторию устойчивого развития, преодоления инерции спада производства и разрушения научно-промышленного потенциала параметры роста валового внутреннего продукта в расчете на год должны составлять не менее 5 процентов, инвестиционной активности — не менее 15 процентов, включая инвестиции в наукоемкую промышленность и новые технологии до 20 процентов, заработной платы — на 12 процентов, повышения эффективности производства — не менее чем на 10 процентов.

Несмотря на кажущуюся амбициозность таких ориентиров по сравнению со скромными прогнозами Минэкономики добиться простой стабилизации производства на достигнутом уровне на будущий год, они являются минимально необходимыми для преодоления тенденций деградации производственного и человеческого потенциала страны.

Речь идет прежде всего о дополнении намеченных правительством планов стабилизации экономики мерами, направленными на оживление производства, стимулирование инвестиционной и инновационной активности, повышение конкурентоспособности национальной экономики, предотвращение разрушения имеющегося научно-производственного и интеллектуального потенциала страны, выравнивание ценовых пропорций и оздоровление финансового положения производственной сферы, неоднократно предлагавшимися Советом Федерации, Государственной думой, учеными, представителями деловых кругов.

Кроме того, в нынешней ситуации обостряющегося долгового кризиса очевидны и такие дополнительные меры, как усиление валютного контроля, дедолларизация экономики, повышение доходов бюджета и сокращение бремени долговых расходов за счет мобилизации имеющихся у государства и основанных на законе возможностей.

Автор Петр Ермилин
Петр Ермилин — журналист, редактор "Правды.Ру"
Обсудить