Андрей Девятов: Страх, Вера и глобализация в ракурсе реформы Российской Армии

Кто реформирует российскую армию? Армию реформирует, не она сама по себе, не безмолвствующий народ, но только государственная власть России. Причём и 10 лет назад, когда Советскую Армию демократы и либералы во власти реформировали из «красной» в никакую, и теперь.

Почему разговор опять идёт о реформе армии? Потому, что армия явно не соответствует задачам сохранения нынешней власти ни во внутреннем, ни во внешнем аспектах угроз.

Советская Армия не сохранила Советскую Власть тогда, когда сомнений в военной мощи страны не было. Когда не было проблем ни с комплектованием армии грамотным и здоровым личным составом; ни с выполнением программы наращивания современных вооружений; ни с оперативным оборудованием театров военных действий надёжными системами управления и связи, путями сообщения, пунктами базирования; ни с достаточным боевым (разведка) и тыловым обеспечением. Основная ущербность Советской Армии состояла в том, что повредился дух войска защищать власть и была ослаблена воля военачальников, и, прежде всего, главнокомандующего, к борьбе за сохранение власти. Пропала ВЕРА, а на общевоинских уставах, все «четыре тома» которых Маршал Язов знал наизусть, удержать строй было невозможно. В результате Советская Власть пала.

И наоборот. Почему «красные» победили «белых» в гражданской войне? Почему «белым» не помогло ничего, ни деньги, ни вооружение, включая самое грозное оружие начала ХХ века – танки, которых у «красных» не было и в помине, ни прямая интервенция иностранных войск, включая захват японцами всего Дальнего Востока? Почему «партизанские отряды занимали города»? Потому, что «белыми» двигал страх потерять всё, а «красными» двигала вера в «светлое будущее», где «кто был ничем, тот станет всем».

Страх рационален, оглядлив, нерешителен. Вера же иррациональна, а потому бесстрашна!

Всем великим полководцам было известно, что победа на ¾ состоит из духа войска, воли и военного искусства военачальников и лишь на ¼ определяется материальными факторами вооружения и оснащения армии.

Сталин 17 раз ходил во МХАТ смотреть пьесу Булгакова «Дни Турбиных» («Белая Гвардия»). Ходил для того, чтобы не то, чтобы понять умом, но почувствовать: на чём стоит и в каком месте, когда и как ломается русский дух? Ломается воля русского офицера к борьбе за победу. И уже во время войны, на пике отступления и развала фронта Сталиным была произведена «реформа Красной Армии» по схеме «Отечественной» войны, с опорой на символы веры в национальную традицию: «братья и сестры», «гвардия», ордена Александра Невского, Суворова, Кутузова, Ушакова, Нахимова, золотой офицерский погон, генеральский лампас.

Результат – не смотря на гигантские людские потери, не взирая на «заградительные отряды» и, тем не менее, оставление врагу огромных территорий, приказ тирана Сталина стал восприниматься как «закон Божий», произошла мобилизация воли, подъём духа войск, последовал массовый героизм (Александр Матросов, Зоя Космодемьянская), а с ними пришла и победа.

Когда теперь представители Власти обсуждают реформу армии, исходя из денежных вопросов, а статус военнослужащего определяют от оклада денежного содержания по контракту, то речь идет о «страхе / соблазне», как принципе власти. Если же говорить о вере, как о принципе власти, то статус военнослужащего определяет, не оклад денежного содержания, а головной убор. Развал то ведь в голове! Когда полковников и генералов лишили папахи, а на офицера, как на корову седло, надели идиотскую фуражку - аэродром с трамплином, тогда и рухнул статус военнослужащего в глазах общества. И только сохранение в форме генеральского лампаса оставило у офицера иррациональный смысл СЛУЖИТЬ, а не только зарабатывать в армии деньги.

Посмотрите на главнокомандующего ВС России президента Путина. Он не знает, что надеть на голову, чтобы не выглядеть смешным, не достойным своего статуса. Он даже в Заполярный Уренгой летит с непокрытой головой. Ельцин был «царь» и зимой смело носил бобровую «шапку Мономаха». Сталин был Вождь и носил аккуратную фуражку война. Генеральные секретари, включая последнего, все как один, носили островерхий боярский «пирожок». А Путин смотрит на демократов и боится надеть хоть какой-то головной убор. Был при Ельцине некоторое время вице-премьер Потанин, так вот когда ТВ показало, как он спускается по трапу самолёта в своём заснеженном Норильске в черной вязаной «шапочке для зим», которую при Советской Власти называли «лыжной», власть и «потеряла лицо», сравнявшись в глазах народа с «братками».

Исходя из сказанного можно сделать вывод, что для начала власть должна оценить принцип, а затем сделать выбор и принять решение либо в пользу страха (оборотная сторона – соблазн), либо в пользу веры. Но, так или иначе, реформу российской армии нужно начинать не с программы вооружения, комплектования и развёртывания войск на театрах, а с воссоздания Военных Советов и института комиссаров-вождей , которые для духа войск значат больше, чем военспецы.

Теперь внешний аспект. В обстановке, когда народам России Властью по ТВ уже не раз объявлено, что у России вокруг, во всём мире, теперь только одни партнёры (по экономической глобализации) и никаких врагов и противников нет, соотношение страха и веры в действиях отдельных воинов, а также в политической воле державного руководства, в 2001 году лучше всего показал случай с американским самолётом-разведчиком «Орион» произошедший в Южно-Китайском море, и разрешение инцидента с гибелью АПРК «Курск» в Баренцевом море.

Американское войско вблизи китайского острова Хайнань 01.04.01 потерпело срам и продемонстрировало миру неспособность к подвигу. Китайский летчик, без применения оружия воспретивший американцам изменить курс полёта и выполнивший задачу через столкновение, оказался сильнее в своём прямом воздействии, чем весь запас избыточной технической оснащенности американцев. Против беззаветной преданности долгу и личной стойкости (китайский пилот Ван Вэй геройски погиб) у рациональных американцев оказалась «кишка тонка». Получив повреждения, находившиеся в 104 км от границы китайских территориальных вод американцы без всякого на то принуждения в постыдной трусости, посадили свой секретный самолёт-разведчик не на воду, а на ближайший китайский военный аэродром.

Ну а китайские власти повели себя просто изумительно, продемонстрировав миру политическую волю руководителей и всё нарастающее величие, некогда унижаемой Западом нации. Так китайцы десять дней не спеша разыгрывали западную карту «ценности жизни и свободы» 24-х интернированных членов экипажа. И выпустили их, конечно же, «по гуманным соображениям», но лишь после дипломатической победы в форме выдавленных из американцев «извинений». Что же касается выдачи разобранного на части самолёта, то многомесячное «китайское неделание» и выкуп в 1 миллион долларов дали возможность миру именно прочувствовать «лимиты американского всесилия».

В конфликте у острова Хайнань со всей отчётливостью проявилось и то, что Западная пропаганда в угоду целям глобализма почти напрочь вытравила из массового сознания. А именно: система координат (стандарты мышления) повсеместно задаваемые миру Западом, европоцентристский понятийный аппарат, вдребезги разбивается о Великую стену китайских символов, неподвластную аргументам «международного права», «общечеловеческих ценностей», «универсального денежного расчёта».

Заметьте, в западном стандарте денежной выгоды вроде бы серьёзнейшая угроза «подравнять» превышение доходов от китайского экспорта в США над импортом, достигшее уже чуть ли не 80 миллиардов долларов в год, не возымела никакого воздействия на китайские власти. Американцы напирали на то, что внушительное внешнеторговое положительное сальдо есть важный фактор китайского процветания, китайцы же посчитали это обстоятельство за слабость американцев и в ответ заявили, что «суверенитетом не торгуют». В китайском стандарте мышления власть, даже нищая, но способная карать и миловать, всегда сильнее денег. А потому официальные «извинения» (суть признание вины) для них были куда важнее денежных вопросов.

Для китайцев этот формальный жест ритуала явился зримым символом (а для всего мира не высказанным словами, но прочувствованным исподволь) признанием не только достаточности «совокупной мощи Китая» для обеспечения китайского суверенитета над «китайской исключительной экономической зоной», но и для распространения китайских притязаний на всю акваторию Южно-Китайского моря до экватора.

Ну и, конечно, ни о какой интеграции Китая в глобальные процессы военная и дипломатическая практика разрешения «досадного инцидента» в районе острова Хайнань не говорит.

Практика же разрешения инцидента с гибелью АПРК «Курск», сколько бы при этом не было сказано умных слов, зримым символом свидетельствует об обратном. Свидетельствует о подчинении военной и дипломатической практики России порядкам экономической глобализации в угоду денежному расчёту.

Как же глобализация подминает российскую самобытность, куда направлен её основной удар? Если убрать прикрытие, то есть камуфляж нынешней борьбы с терроризмом, то направление главного удара глобализаторов по Российской традиции будет в стык веры православия и ислама . Всё остальное в политическом, экономическом, военном плане вторично и производно, ибо всем рулит идеология. Человек-то разумен, и если находится в сознании и твёрдой памяти, то отдаёт себе отчёт в каждом своём выборе всех своих действий или бездействий.

Что же до православия, то вера расколота. Иерархи, а за ними и миряне разделены на тех, кто исповедует смирение и терпение перед злом, здесь действует разум и страх, и на тех, кто, взывая к чувству, проповедует непримиримую борьбу со злом. Последние, увы, в меньшинстве.

И ислам расколот. Кристаллическую решетку традиционной веры здесь разбивает рациональный ваххабизм. Иными словами, стыков хоть отбавляй.

А где же единство веры в современном мире? Более или менее един иудаизм. Во всяком случае, в Израиле евреи сплочены сионизмом. И только в силу этого национального идеологического единства израильская армия стойко и успешно выполняет задачи удержания власти и сохранения самого государства евреев во враждебном арабском окружении. При соотношении величины людских мобилизационных ресурсов 1 : 50 в пользу арабов и полном отсутствии у евреев какого-либо стратегического тыла (у Израиля из-за малости территории со всех сторон «передовая»), евреи за 53 года существования своего современного государства, тем не менее, победили коалицию арабов на фронтах во всех шести войнах, бьют их постоянно в непрекращающейся гражданской войне с палестинцами и безусловно разобьют любого противника в случае новой войны на регулярном фронте.

Это ли не пример строительства победоносной действующей армии! Полагаю пример в реформировании российской армии во внешнем ракурсе можно брать с армии Израиля. Но не копировать опыт, а применять принцип. Принцип же таков:

- вера и ясная цель, как идеологическая основа боевого духа войска;

- сплачивающая общество всеобщая воинская повинность, включая женщин;

- сочетание профессионального кадра и вооруженного территориального мобилизационного резерва на наиболее опасных направлениях (с регулярными учебными сборами и оружием, хранимым по домам);

- собственная военная мысль, передовая оборонная наука и техника, современная оборонная промышленность.

Так как же применить этот принцип в условиях России? Трудность с ответом возникает только в части веры и ясной цели.

Что касается веры, то рецепт историей России выписан давно: нужно «сшивать» ислам с православием и «удерживать» раздрай всех других народов России гармонией православия. В условиях демократии добиться этого нельзя. Демократия это рационализм, борьба, и, в конце концов, выбор из двух. Гармония же может быть только там, где есть Троица. На два гармонии нет. По закону Троицы живет православие, а там иерархия «царствия», в «царствии» же никакой демократии нет «и последние будут первыми» не через выборы или денежный расчёт, а по стяжанию Духа. Поэтому гармонизировать, наладить жизнь в России можно с опорой на веру по традиционной для России троичной формуле аристократии духа:

«идеология веры – знать – народ». При Царе девиз был: «православие – самодержавие – народность». При коммунистах - та же схема:«марксизм-ленинизм – номенклатура – массы».

У истоков русской государственности стояли варяги-скандинавы. И потом, во все времена, правящая знать в России была во многом не русской. В 17 веке после монголо-татарского ига и польско-литовского нашествия, русская аристократия насчитывала 156 семейств татарского происхождения, 168 семейств Рюриковичей (30%) и 223 семейства польско-литовского происхождения. После широкого онемечивания верхов в 18-19 веках, во времена империи, процент русских родов в российской аристократии стал ещё меньше. При царях соблюдалась «черта оседлости» и евреям путь в аристократию был закрыт. После полного перетряхивания верхов в 1917 году это препятствие было устранено, и в 20 веке в российскую правящую элиту мощно вошли колена Израилевы. Но при этом большевики в ноябре 1917 года вернули православным Патриарха, столицу в 1918 году с запада перенесли опять в «Москву – Третий Рим», а армии 23 февраля 1918 года возвратили бывшую у православного воинства до Петра красную хоругвь.

На дворе 21 век, опыт демократии западного образца с переводом всего и вся только на денежный расчёт в России опять не удался. Кающийся в своём коммунистическом восхождении во власть Ельцин на «Царя Бориса» в чаяниях народа не потянул, но новую аристократию «новых русских» заложил. Президент же Путин уже подался в православие, в поиск веры. Кадровая политика у Путина уже строится по аристократическому принципу назначения на посты «лично годных» свояков. Есть основание полагать, что и принцип власти будет выбран не на страхе / соблазне, а не вере, как при Государе Императоре Николае I (который «Палкин») с традиционным лозунгом: «Служить не за страх, а за совесть»! При этом реформа российской армии, в силу армейской природы единоначалия, может стать основным тяговым направлением государственного строительства России не по отторгаемому обществом демократическому пути, а по традиционному для России пути аристократии. Министерство экономики Россию из кризиса не вытянет. Там на уме только деньги. Никакого Духа там нет. А на «денежном фронте» позиции России пока очень слабые. Не спасёт Россию и МВД, там тоже только страх и деньги, ни Духом, ни Славой там не пахнет.

Дело, стало быть, за консолидацией российских аристократов духа. Консолидация – это «импульс воли», а для воли нужна не идея, а ясная державная цель. Аристократия духа (с обострённым чувством Долга) в России и, особенно, в Армии ещё есть. Осталось малое: назначить цель. Президент Путин эту цель не назначил, но исподволь обозначил, сказав: «Через 10 лет мы будем счастливы». А что такое русское счастье? Оно явно не в одном только богатстве и не в упоении одной только властью, но в гармонии того и другого с совестью.

То есть в гармонии достатка и общественного положения со славой «благих дел».

Что же до пути реформы армии, то если власть таки сделает ставку на аристократию духа, тогда сложится связка трёх сил: аристократии будут мешать демократы и бюрократы. Но они теперь пассивны, делают только ответные ходы. Поэтому, если аристократия духа, что войдёт в новую Гвардию, будет активна, то по канону перемен победит аристократия.

Андрей Девятов.

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить