Сергей СНЕГОВ: война в Чечне финансируется на деньги семьи. Аслана Масхадова

В Чечне разгорается новый скандал. Выступая минувшей ночью по местному телеканалу глава администрации Надретечного района Чечни Ахмед Завгаев обвинил жену Аслана Масхадова Кусаму в дестабилизации обстановки в районе. По его словам, Кусама Масхадова, ее дочь и многочисленные родственники, проживающие здесь, финансируют все незаконные выступления на территории района. Обстановку в Надтеречном районе Чечни Ахмед Завгаев впервые с момента начала контртеррористической операции оценил как сложную.

Вопрос федеральным властям задан. Ответ запаздывает.

Отреагировал на заявления Завгаева лишь Сергей Ястржембский, прокомментировав незначительную, по большому счету, часть выступления районного главы. Помощник президента отметил, что, вопреки слухам, которые распускают в Чечне, федеральный центр не ведет переговоров с Асланом Масхадовым. Об этих слухах Завгаев упомянул в своем выступлении. «Масхадов в идеале должен быть задержан и передан в руки правосудия в рамках заведенного против него уголовного дела», - заявил Сергей Ястржембский.

Коснулся помощник президента и вопроса Кусамы Масхадовой: «Нельзя не согласиться с Завгаевым в том, что через госпожу Масхадову боевики, ориентированные на бывшего лидера «Ичкерии», действительно, проводят дезинформационную работу. Распространение слухов является наиболее мощным пропагандистским инструментом в Чечне. Видимо, настало время для руководства республики обратить внимание на это».

Слухи возможно по Чечне ходят (где они не ходят?), внимание, возможно, стоит обратить. Но говорил Завгаев несколько не о том. В его выступлении ясно прозвучала фраза «финансирует». А это уже не пропагандистская работа, это уже живые деньги, которые к Кусаме Масхадовой каким-то образом попадают, и которые к боевикам каким-то образом переходят.

На самом деле, выступление по телевидению главы Надтеречного района – это уже вопль «Что вы делаете?!», адресованный федеральным властям.

Стоит напомнить, что с начала контртеррористической операции в Чечне Кусама Масхадова находилась под контролем ФСБ. В конце 1999 – начале 2000 года появилась информация, что она содержится в некоем месте под охраной спецслужб – исключительно из соображений ее же безопасности.

Вновь имя супруги главы «Ичкерии» всплыло в связи с более чем странным вояжем, совершенным ей в 2000 году. Кусама Масхадова с дочерью Фатимой в рамках «частного визита» последовательно посетила Грузию, Турцию и Малайзию. Было совершенно ясно, что за Кусамой следят спецслужбы России, что перебралась она в Грузию не по тайным горным тропам, что цели ее вояжа по странам, которые всегда более чем умеренно относились к «независимой Ичкерии» далеки от «частных». За примерами далеко ходить не надо – отношения России и Грузии по чеченской проблеме натянуты до сих пор, Турция уже не раз «светилась» на весь мир в связи с боевиками, проходящими лечение на территории этой страны, захватами паромов, авиалайнеров, отелей, которые происходят чуть ли не с согласия местных спецслужб. Малайзия известна как страна, где расположен один из центров международного терроризма. По некоторым данным, именно здесь находится одна из ставок Усамы бен Ладена.

При всем при этом вояжу Кусамы Масхадовой препятствовать не пытались. Напротив, федеральные власти подчеркивали, что она обладает полной свободой передвижения и вольна ехать куда угодно. Например, к своему сыну Анзору, активному участнику первой чеченской кампании (на стороне боевиков, конечно), проходящему в данный момент обучение в военной академии Малайзии.

И вот, Кусама Масхадова, «спокойно» поселившаяся в Надретечном районе Чечни, вновь всплыла в СМИ. Теперь уже как человек, который «финансирует все незаконные выступления» как минимум в этом районе. Не из тех ли самых денег, которые жена чеченского «президента» выбивала за границей?

Если здраво рассмотреть ситуацию, то, скорее всего, из тех самых. В противном случае остается предположить, что многочисленные родственники Кусамы сами печатают дензнаки или ежедневно грабят по десятку банков.

А значит, существуют хорошо налаженные пути доставки денег из-за границы в Чечню, в руки жены «президента». И, следует полагать, о них известно российским спецслужбам – ведь Кусама Масхадова была под «колпаком» с момента начала операции на Северном Кавказе.

И именно поэтому глава района по телевидению «наезжает» на «несчастную женщину». Трудно пытаться строить нормальную жизнь в спокойном, в общем-то, районе Чечни, когда здесь расположен своеобразный «банк» боевиков, о котором все известно, но который никто не трогает.

Почему? Этот вопрос и скрыт в ночном телеобращении Ахмеда Завгаева.

Сергей СНЕГОВ.

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить