Дмитрий Литвинович: Шредер хочет стать новым бисмарком

В Германии налицо все симптомы правительственного кризиса. Канцлер Шредер инициировал проведение в пятницу голосования о доверии своему кабинету. Это третий случай за всю послевоенную историю Германии. Сначала это были Косово и Югославия - известные события, приведшие к потере антивоенной невинности новой Германии. Затем Македония, где немцы возглавляют подразделения НАТО. И вот теперь, завтра в пятницу, от германского парламента ожидают необходимого, как того требует конституция, согласия с решением федерального кабинета об участии бундесвера в антитеррористической операции США.

Заранее известно, что за это проголосует подавляющее большинство депутатов, как коалиции, так и оппозиции. Проблема, возникшая в бундестаге, в другом. Негласно «взбунтовалась» часть социал-демократических, а гласно «зеленых» депутатов. Восемь последних выступили с заявлением, что не будут голосовать за посылку бундесвера. В этом случае правительство, обладая в бундестаге 341 мандатом, не набрало бы собственного парламентского большинства, для которого требуется 334 голоса. Политически это подрывало бы коалицию. Поэтому во вторник Шредер смело пошел на необычный шаг: он связал предстоящее голосование в бундестаге с постановкой вопроса о доверии. На карте судьба коалиционного правительства, если оно не получит «собственного» большинства. Это ставит перед «бунтарями» совершенно иную дилемму. Шансы на обеспечение при голосовании в пятницу коалиционного большинства увеличиваются.

Германия с самого начала антитеррористической операции в Афганистане была отнесена Вашингтоном в разряд «друзей» второго плана. Великобритания, а теперь и Россия – вот верные союзники США. Правда, Берлин был все-таки заранее проинформирован Вашингтоном об ударах по афганским целям. Федеральный канцлер Герхард Шредер немедленно выступил в своей новой резиденции перед прессой, вновь полностью поддержав американские действия.

Почему Германия всегда верная союзница США попала к ней опалу. Некоторые аналитики связывают это со скандалам, разразившимся в мае этого года. Причиной этого скандала стали секретные отчеты о переговорах между Бушем и Шредером и о контактах между Берлином и Каддафи, неизвестно каким образом оказавшиеся на первых полосах консервативных немецких изданий.

Российский президент с совершенно несвойственной ему жесткостью выступил с заявлением: он осудил “провокацию, предпринятую с тем, чтобы разрушить отношения моей страны с Германией и со всем Европейским союзом”.

Причиной резкого раздражения Путина стал сверхсекретный отчет о встрече между Бушем и Шредером: они, якобы, договорились о прекращении оказания финансовой помощи России до тех пор, пока Москва «будет продолжать переводить на зарубежные счета огромные суммы, являющиеся частью валютных вливаний Запада». Также они будто бы говорили о секретной встрече в Триполи между Каддафи и советником Шредера по дипломатическим вопросам Микаэлем Штайнером. В ходе этой встречи с германским эмиссаром Каддафи, якобы, допустил, что эта арабская страна могла быть заказчиком теракта против американских солдат в Восточном Берлине в 1986 году. Российский президент назвал распространение слухов об угрозе замораживания помощи Москве недопустимой провокацией. Многомесячные усилия по налаживанию политических и личных контактов между Путиным и Шредером пошли прахом. Официально Вашингтон пытается преуменьшить значение этого скандала. Однако Соединенные Штаты испытывают явное разочарование в отношении своего немецкого союзника: «Берлину следовало бы принести извинения Бушу, - отметил заместитель директора «Aspen Institute» Стивен Сокол, - и попытаться в убедительной форме заявить о гарантиях обеспечения конфиденциальности будущих встреч на высшем уровне».

Весьма возможно, что следствием этого скандала стало похолодание отношений между США и Германией. Может быть, это и не так, но факт остается фактом. Операция в Афганистане проходит без участия Германии, что естественно не устраивает Герхарда Шредера.

Задача Шредера состоит в том, чтобы поднять международный статус Германии, обеспечить ей достойное участие в решении проблем мирового сообщества, на что такое государство, естественно, имеет и должно иметь право. Как только что заявил канцлер журналу «Фокус», участие бундесвера в антитеррористической борьбе меняет роль Германии в мире. «Раньше говорилось, что Германия - это экономический великан, но политический карлик». Теперь это изменилось. На фоне ситуации, возникшей после 11 сентября, федеральное правительство намерено получить небывалые дотоле полномочия. Берлин впервые сможет направить бундесвер за пределы Европы в регион военных действий, включая Афганистан. А использовать выделяемый воинский контингент в антитеррористических целях оно собирается по своему усмотрению и в зависимости от обстоятельств без дальнейших обращений к бундестагу в течение целого года.

Политические притязания Германии на свой кусок мирового пирога нравиться в стране далеко не всем. Память о прошлом дает, о себе знать. В германском обществе очень сильны пацифистские настроения. Антивоенные и антимиллитаристкие манифестации регулярно проходят в стране. Поэтому отношение общества к участию солдат бундесвера в военных действиях в Афганистане по большей части отрицательное.

Однако еще больше настораживает заметную часть германской общественности предоставление карт-бланша Вашингтону, выразившееся в известной формуле канцлера о «неограниченной солидарности» с Америкой. В таком виде она содержит немалый политический риск. Ведь ясности относительно дальнейших американских планов нет, а если судить по заявлениям президента Буша и его соратников, то не исключается перенесение военных действий и на другие страны, например, Ирак или Сомали. При «неограниченной солидарности» Германия может оказаться автоматически втянутой в конфликт, чреватый даже глобальными масштабами. Но, как полагает один из советников канцлера, риск оправдан: «Если мы сейчас пробьемся, то в следующий раз сможем участвовать и в принятии решений».

Не надо забывать и том, что в стране проживает несколько миллионов мусульман. Если бундестаг примет положительного решения то, скорее всего Германию ожидает этнические и социальные потрясения, которые совсем невыгодны правящей коалиции и лично Шредеру.

Среди стран являющихся объектами для нанесения террористических ударов Германия занимает пятое место после США, Израиля, Великобритании и Франции. На территории страны находятся американские военные базы и т.д.

Шредер играет по крупному. Он готов пойти на раскол коалиции лишь бы застолбить себе место возле стола и не пропустить момент дележки.

Ныне обсуждаемые варианты будущего международного патронажа не предусматривают участия немцев. Поэтому федеральное правительство и направляло в последние недели в США целый ряд высокопоставленных дипломатов, чтобы довести до сведения Белого дома серьезную заинтересованность в этом Германии. Берлин предпочитает, чтобы упомянутый патронаж осуществлялся «большой восьмеркой» совместно с граничащими с Афганистаном государствами. Но как мы видим формула «шесть плюс два» предложенная ООН исключает Берлин из этого процесса. Завтрашнее голосование – последний шанс для Германии, а возможно и для самого Шредера.

Дмитрий Литвинович

ПРАВДА Ру

Ссылки по теме:

Независимая газета:

Рискованная тактика Берлина

"Пока без немецких солдат"

ОРТ:

В Бундестаге проходят дебаты по вопросу участия германских солдат в военной операции на территории Афганистана

KMnews:

Германии угрожает политический кризис

Радио-Маяк:

Германия стоит на пороге правительственного кризиса

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить