Почем Британский совет для народа?

Противостояние вокруг деятельности Британского совета в России продолжается. Накануне в МИД России был вызван посол Великобритании Энтони Брентон, которому, как он сам осторожно прокомментировал после визита, был вручен «пакет документов». Между тем российская сторона обнаружила серьезную налоговую задолженность отделения Британского совета в Санкт-Петербурге. Впору ставить вопрос «почем Британский совет для народа».

Как бы абсурдно ситуация не выглядела, она накаляется. Российская сторона еще в декабре месяце прошлого года официально заявила, что ее не устраивает деятельность некоммерческой организации Британский совет на своей территории. Дело в том, что эта организация, финансируемая правительством Великобритании, не имеет официального статуса, пояснили в МИДе.

Кроме того, среди причин российского недовольства комментаторы отмечают тот факт, что ряд отделений Британского совета в РФ действуют на территории диппредставительств и на них распространяются нормы экстерриториальности. Что для некоммерческой организации, в общем-то, отнюдь не типично.

Как бы то ни было, Российским властям деятельность этой иностранной организации на своей территории не нравится. Британцев тактично попросили удалиться. Тем более интересна реакция противоположной стороны: Британский совет заявил, что прекращать свою деятельность в России не собирается. Подумаешь, мол, внешнеполитическое ведомство со своей колокольни на Смоленской заявило.

Прямо скажем, вопиющая позиция гостей страны: мы и не прощаемся, и не уходим, а что хозяева не рады – так они сами и виноваты.

Заместитель директора института стран СНГ Владимир Жарихин, к которому Правда.Ру обратилась за комментариями, полагает, что Великобритания умышленно идет в этом вопросе на конфронтацию.

«Мне кажется, Великобритания идет на обострение отношений. Великобритания с трудом находит свое место в современном мире, есть проблемы самоопределения. Как сохранить статус великой державы, но при этом быть сверхблизким союзником еще более великой державы? Вот это и есть сложности, - говорит Владимир Жарихин.

Так как в других кардинальных вопросах старший партнер Великобритании не очень то предоставляет самостоятельность, таких, как Ирак, например, отношение к Ирану и прочее, то независимость и самостоятельность внешнеполитической линии отрабатывается там, где разрешено, т.е. на России, - продолжает он. 

Как оно может отрабатываться? Только в виде некоторого искусственного обострения отношений, потому что на самом деле, насколько я знаю, в значительной степени Британский совет, действительно, выполняет достаточно серьезную просветительскую функцию в части обучения языку, например. Если он занимается какими-то другими вещами, то они не находятся на поверхности общественного внимания, не мне здесь судить, но если он действительно занимается какими-то заявленными функциями, которые обнародуются, мне не очень понятно, чего они не хотят зарегистрироваться.

Здесь два варианта: или то, о чем я говорил, т.е. обострение отношений на пустом месте для того, чтобы показать свою самостоятельность и значимость, или второй вариант – то, что Британский совет занимается теми делами, которые не входят в число перечисленных для неправительственных зарубежных организаций, - полагает политолог. - Думаю, и то и другое имеет место быть. Мне кажется, в этом то и конфликт.

Автор Дмитрий Лысков
Дмитрий Лысков— журналист. Публицист, политический обозреватель интернет-издания "Правда.Ру". *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить