Глава Минсвязи встал на защиту Telegram. С чего вдруг?

Министр Никифоров чувствует Telegram как импортозамещение

У российских спецслужб должно быть гораздо больше вопросов к работе Whats App, Viber, Facebook и Google, нежели к мессенджеру Telegram. Об этом в среду заявил министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров.

"Наверно, после публичной дискуссии между "Телеграмом" и Роскомнадзорм тема "Телеграма" у нас как-то выделена маркером. Я бы, честно говоря, больше беспокоился на месте таких крупных зарубежных игроков, как Whats App, Viber, Facebook, Google. "Они как-то все время остаются за кадром, но к ним, мне кажется, у компетентных органов гораздо больше даже вопросов", — пояснил свою точку зрения министр.

Он добавил, что ему неизвестно, как идет диалог с этими компаниями, "это нужно адресовать в соответствующие ведомства".

"Я считаю, что проблем этих там (в названных компаниях) гораздо больше. По крайней мере, мы видим, что компании, такие, как Telegram ведут системную работу и вычищают все каналы, связанные с запрещенной в России организацией ИГИЛ. Они ведут борьбу, на это реагируют и это делают", — сказал министр, отметив, что о работе Whats App, Viber, Facebook и Google в этом направлении ему ничего не известно.

"Главная проблема, и гораздо более популярные службы — это те, которые я перечислил. Нужно добиваться соблюдения законодательства", — заключил Никифоров.

Напомним о еще одном требовании российского законодательства — хранении персональных данных российских граждан на территории РФ. Тот же Facebook это требование не выполняет, в связи с чем глава Роскомнадзора Александр Жаров в конце сентября пригрозил блокировкой соцсети на территории России, если к 2018 году требование закона выполнено не будет. Впрочем, пока что Facebook каким-либо образом не отреагировал на заявление Жарова.

"Стойкое ощущение, что Николай отчаянно защищает "Телеграм", не является ошибочным. Всем известно, что самый эффективный способ пообщаться с министром — это написать ему в "Телеграм". Все министерство "сидит" на "Телеграме" хуже, чем наркоман на героине. Вишенкой на торте является в данной ситуации тот факт, что вся "тяжесть" работы по импортозамещению находится на министерстве связи. При этом перчинкой на вишенке является малоупоминаемый факт, что Роскомнадзор является подведомственным министерству связи. И наблюдать за публичной сварой Жарова с Дуровым, понимая, что начальник Жарова в этот момент решает вопросы министерства в "Телеграме", весьма занятно", — прокомментировал "Правде.Ру" выступление министра источник в Кремле.

А вот ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин углядел в происходящем рекламную кампанию Telegram, чтобы "в этот мессенджер пришло как можно больше людей — тех, кому есть что скрывать".

"При этом господин Никифоров косвенно подтвердил, что мессенджер полностью под контролем с точки зрения безопасности государства. Зря он это сказал, как мне кажется. Whats App, Facebook и Google — они не подконтрольны. То есть, они соблюдают правила РФ, но они не являются подконтрольными государству. Не подконтрольные — это значит, что вы не можете без обращения в суд запросить информацию о том, что делали в том или ином аккаунте", — считает Муртазин.

По мнению доктора юридических наук Антона Серго, "здесь сработала известная формула, что строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения".

"Что касается Telegram, все-таки позиция Павла Дурова немножко скандальна, потому он и вызывает огонь на себя со стороны органов госвласти, которые периодически не упускают возможности постараться с ним повоевать", — считает эксперт.

"С точки зрения, в целом позиций того же Минкомсвязи, я думаю, она разумна и рациональна, и связана вот с чем. Дело в том, что большинство мессенджеров и соцсетей имеют не российские корни. А значит, российская власть очень ограничена в возможностях применения к ним каких-то санкций. То есть, на иностранное юридическое лицо российские органы власти штраф наложить не могут. Российские органы госвласти могут наложить штраф на российскую компанию", — отметил он.

"Можно попытаться пойти на принцип, выносить решения здесь, потом легализовывать его в той стране (в юрисдикции которой находится компания). Скорее, это закончится позором для наших органов. Но даже если это не закончится позором, скорее всего, эти мессенджеры просто уйдут из России. Так лучше худо-бедно их контролировать, пока они здесь, чем потерять вообще — ведь тогда они будут недоступны ни через спецслужбы, ни через какие-то другие источники", — считает Антон Серго.

Автор Антон Куликов
Антон Владимирович Куликов — журналист, обозреватель Правды.Ру
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *