В ожидании доносов, или Кто не может прожить без Сталина

Преподаватель из Челябинска Александр Фокин стал очередным "взрывателем Рунета". Всероссийская известность обрушилась на него после твита (а после чего же еще?), на который обратил внимание сам Алексей Навальный.

Суть истории вот в чем. Преподаватель из Челябинского государственного университета ведет спецкурс для школьников по углубленному изучению истории. И вот на одном из занятий было предложено следующее — написать донос (тема была посвящена сталинским репрессиям).

"Проходим сталинизм, дал школьникам задание написать донос, только один из 16 отказался это сделать, а один из доносов был на меня", — это тот самый твит Фокина, который удостоился внимания Алексея Навального и некоторых других наших свободолюбивых соотечественников.

Сам преподаватель после обрушившейся на него славы в интервью изданию Znak. com заявил, что подвергся критике как со стороны "либералов", возмущенных тем, что детей учат писать доносы, так и со стороны "патриотов", заявивших об осквернении советского прошлого.

"Я не удивлюсь, если последует и какая-нибудь административная реакция, но пока все спокойно", — сказал Александр Фокин.

В ожидании доносов, или Кто не может прожить без Сталина. В ожидании доносов, или Кто не может прожить без Сталина.

Дело, конечно, не только и не столько в самом задании. Хотя, например, коллеги Фокина, к которым "Правда.Ру" обратилась с просьбой прокомментировать эту ситуацию, его новаторских подходов не разделяют.

"Тут надо просто различать учебные ситуации и эксперимент. То есть, мне кажется, что это эксперимент. И он этически неприемлем, если учитель пытался таким образом проверить, кто из учеников согласится написать, кто не согласиться", — сказал учитель истории из Санкт-Петербурга Андрей Демидов.

"Все-таки учитель в данной ситуации для ученика авторитет, указания которого нужно выполнять. Поэтому, мне кажется, неэтично учеников ставить в такую ситуацию — писать вымышленные доносы и потом на основании этого делать какие-то выводы относительно их моральных качеств", — сказал он.

"Что касается какого-то эксперимента учебного… Я не пошел бы по этому пути — попытке конструировать какой-то донос, пусть с использованием лексики или фразеологии того периода. Я бы все-таки дал какие-то реальные истории людей, которые были оклеветаны. Если ставилась задача глубже проникнуть в контекст эпохи, то это нужно было решать другими методами", — отметил Андрей Демидов.

"Мне кажется, что если учитель заставляет или побуждает своих детей писать, пусть фальшивые, но доносы — это не есть правильно. Ни с педагогической, ни с моральной точки зрения", — подчеркнул преподаватель.

Доктор педагогических наук Яков Турбовский был куда резче.

"У меня ощущение, что мы выпустили такое количество неподготовленных учителей, что надо лишать их диплома. Школа находится вне политики, учитель не имеет права вне программы что-либо делать", — заявил он.

"Нам уже пора давным-давно понять, что мы подготовили такое количество непрофессиональных людей, называющихся учителями, которых удовлетворяет ЕГЭ и тому подобные формальные вещи. Поэтому надо же каким-то образом избавляться от этого. Хуже таких "учителей" придумать невозможно. Что значит дать ребенку нож, чтобы он резал и проверял, получается у него убивать или не получается? Как это можно, давать такие задания ученикам?", — возмутился Яков Турбовский.

Стоит заметить, что эта история стала еще одним поводом для рассуждений о "реабилитации сталинизма". "Перед Днем победы по стране прокатилась волна возвеличивания генсека, во многих городах были установлены памятники Сталину. Против этого активно выступало общество "Мемориал", — это цитата из все того же Znak. com.

Издание далее приводит результаты одного из опросов Левада-центра. Одним из выводов которого является указание на рост числа сторонников точки зрения, что жертвы советского народа в сталинскую эпоху были оправданны.

В принципе, ничего нового челябинский преподаватель не сделал. Можно, разумеется, спорить об этичности такого задания и его уместности.

Сравнение, конечно, не очень удачное (в силу масштаба), но после "Третьей волны" едва ли здесь стоит говорить о каком-либо новаторстве.

Речь об эксперименте американского учителя истории Рона Джонса в 1967 году, выяснявшего, насколько легко его ученики — да и взрослые люди — поддаются манипуляции. И едва ли приходится сомневаться в очередных ритуальных камланиях по поводу "реабилитации сталинизма": "Дети не видят ничего зазорного в доносах, какой кошмар!"

Хотя еще недавно нам всем ставились в пример те же Соединенные Штаты, где гражданской добродетелью считается "настучать" на соседа, неправильно припарковавшего автомобиль… Уж не говоря о соседней Украине, где некоторое время назад улицы "украсили" билборды с призывами изводить "бытовых сепаратистов".

Спорить о разнице между "здесь и там", "исторической памяти" и тому подобных вещах можно до хрипоты. Вот только делать на основании заданий школьного учителя далекоидущие выводы о состоянии современного российского общества едва ли стоит.

Иначе придется согласиться, что в тех же Соединенных Штатах в 1967 году люди в глубине души жаждали прихода к власти кого-то, похожего на Адольфа Гитлера (за "основу" своего эксперимента Рон Джонс взял общество нацистской Германии). И кто его знает, не жаждут ли и по сей день…

Читайте также:

Жертвы эпохи Сталина считают оправданными 45% россиян

"В гибели динозавров виноват кровавый Сталин"

Антироссийская пропаганда в Европе воспитала поколение неонацистов — историк

Читайте статью на английской версии Pravda. Ru

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить