Конституция России: история и анализ Основного Закона России

Двуглавый кондор для Конституции России

Наверное, уже мало кто помнит, что Конституция России была принята всего 58 процентами от числа принявших участие во всенародном голосовании 12 декабря 1993 года. Если учесть, что явка составила около 55 процентов, то можно сделать вывод: сейчас почти 150 миллионов сограждан живут так, как показалось правильным 30 миллионам проголосовавших.

Но и выбор тридцати миллионов, одобривших Конституцию, был предопределен относительно небольшой группой юристов, народных депутатов РСФСР и группой американских советников, так что один из основных либеральных постулатов — гарантировать права меньшинства — был соблюден, как нынче любят говорить, на 146 процентов.

Бесспорно, после антиконституционного переворота, совершенного Ельциным при прямом финансировании США, старая Советская Конституция РСФСР по факту стала ненужной. Не успели, как принято говорить, остыть стволы танков после стрельбы по Верховному Совету, как был принят за основу проект Конституции, созданный пропрезидентским Конституционным совещанием.

А уже 8 ноября президент Ельцин утвердил новый Основной Закон и направил его для публикации и последующего всенародного голосования. Всего месяц потребовался, чтобы создать главный документ, юридически определяющий, как жить огромной стране и функционировать государству!

Что же такого, кардинально улучшающего жизнь людей после "беспросветного" тоталитаризма, предложили разработчики, среди которых немаловажную роль, как подтвердил много позднее госдеп США, сыграли американские советники и известный дипломат Строуб Тэлбот, координатор американской помощи странам СНГ и Восточной Европы, кстати, бывший корреспондент еженедельника "Тайм" в Москве?

Нет, 137 статей Конституции и ее преамбула, которая была словно списана с преамбулы Конституции США с учетом отечественных реалий, содержали необходимый набор демократических понятий: социальное государство, равенство всех форм собственности, человек, его права и свободы — высшая ценность, народ — единственный источник власти и так далее. Но любой юридический документ, тем более основополагающий, принимается с целью соблюсти конкретные интересы конкретных лиц или социальных групп.

В случае с Конституцией РФ — социальных групп, узурпировавших власть в октябре 1993 года, нарождающегося слоя крупных собственников, вчерашних цеховиков, удачливых приватизаторов-директоров и их идеологическо-силовой обслуги. А поскольку идейную, организационную и финансовую помощь, как свидетельствуют многочисленные исследования, им оказывали США, то и интересы этой державы должны были быть учтены, что и гарантировала работа американских специалистов, среди которых наиболее известен Джеффри Сакс, в то время — руководитель группы советников президента Ельцина.

И наряду с прекрасными декларациями в Конституцию РФ были введены юридические новеллы, которые в корне меняли перспективы ее развития как суверенного государства.

К примеру, статья 9 Конституции РФ ликвидировала общенародную собственность на землю и недра. Теперь утверждалось, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности без оговорок об иностранном капитале. Избыточная долларовая масса, которая уже тогда становилась проблемой для американской экономики, получала крайне привлекательные объекты для инвестиций.

А статья 15 Конституции РФ фактически провозглашала приоритет международного права и внешних обязательств России над внутренним законодательством! Заметим, что подобные принципы известны в юриспруденции, однако их принимают страны, не играющие определяющей роли в мировой политике.

В самих США, да и отчасти в Великобритании с прецедентным правом и независимым от других ветвей власти судом, внутреннее законодательство первично, именно по этой причине США не признают для своих граждан ни подсудность Международному уголовному суду, ни Международному трибуналу в Гааге, а все международные обязательства проходят экспертизу на соответствие внутренним уложениям. Тех же принципов придерживается и КНР, и Израиль, и Иран…

Для России последствия проявились в коллизиях вокруг участия в ВТО, когда обязательства перед этой организацией привели к деградации целых отраслей отечественной экономики. А самый свежий пример — разбирательства вокруг ЮКОСа в Брюсселе, которые могут закончиться многомиллиардными выплатами бывшим нефтяным королям, сумевшим в свое время (благодаря той же Конституции РФ) за бесценок увести у государства мощные сибирские промыслы.

Еще одна ловушка — в статье 13 Конституции РФ, которая провозглашает свободу государства от идеологии. Само по себе это утверждение — полнейшая глупость и абсурд, ибо нет в природе государства, свободного от идеологии, которая, как система взглядов, является необходимой для цивилизованного общества. А уж в России с ее тысячелетней историей, эта система взглядов, основанная на православии, психологии крестьянской общины с ответственностью каждого ее члена за общий результат и взаимопомощью, является необходимым условием существования государства, объединяющего громадные земли.

Да и сами либералы, введшие эту свою идеологическую мантру, тут же стали с высоких государственных постов проповедовать индивидуализм, право сильного, социал-дарвинизм, монетаризм и тому подобное…

Можно привести еще примеры подобных "мин замедленного действия", но вывод ясен: изначально несовершенная Конституция РФ (а она и не могла быть иной) перешла в другое качество. Она была создана с расчетом, что Россия будет существовать в качестве придатка цивилизованного мира под управлением нарождающегося класса собственников.

Но сегодня Россия кардинально меняет свою внешнюю политику, видимо, последуют принципиальные изменения и во внутренней сфере. И необходимо скорректировать отдельные положения Конституции РФ с учетом изменившийся роли России, избавившись от ложных догм и чуждых приоритетов.

Читайте также: 

Александр Торшин: Конституция суеты не терпит

Конституция: менять можно или лучше не трогать?

Конституция отмечает совершеннолетие

 

Автор Юрий Урсов
Юрий Урсов — журналист, политолог, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить