Юрий маслюков: несколько шагов в сторону будущего

- Скажите, Юрий Дмитриевич, можно ли сегодня выделить что-то главное, что необходимо сделать в первую очередь, в области экономики?

- Необходимо сосредоточить усилия государства на структурных реформах. Для этого нужно сделать несколько не очень больших, но решительных шагов.

Хотя чтобы понять, что это за шаги, следовало бы сказать, почему их надо делать, и почему именно сейчас.

Период экономического роста, который последовал за кризисом 1998-го года, закончился. Нынешнее руководство страны получило от правительства Примакова неплохое "наследство" в виде ежегодного прироста в 5-6 процентов и все последнее время тихо радовалось своему везению. А бездействие нынешнего правительства привело к исчерпанию ресурсов развития. Эхо девальвации 1998 года затихло. Тарифы на продукцию и услуги естественных монополий вновь поползли вверх. Но главная беда в другом. За два года стихийного восстановления ослабленная экономика накопила множество структурных противоречий, которые нельзя устранить без активного и последовательного вмешательства государства. Уже к середине 2000 года нерешенность ключевых структурных проблем начала тормозить развитие. И вскоре оно остановилось. Повышение реального курса рубля в 2000 году дополнительно толкнуло производство к стагнации. В декабре промышленный рост (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) замедлился до минимального с апреля 1999 года уровня - 2.5%, а прогнозы показали, что рост ВВП в 2001 году сократится почти вдвое - с 7,6% в 2000 году до 4%. Если так пойдет дальше, то уже в 2002 году Россия может вернуться в экономический спад.

При этом следовало бы обратить внимание еще на одну деталь - заложенные в программе правительства, известной в народе как "программа Германа Грефа" темпы роста - это 5-6 процентов в год. Что это значит, кроме того, что уже начиная с текущего, 2001-го года эта программа по данному показателю будет не выполняться? А значит это, что уровня 1990-го года мы достигнем в лучшем случае к середине второго десятилетия нового века! То есть мы не просто "прозеваем" свое место среди развитых стран, которые уйдут от нас на 30 лет вперед, но катастрофически отстанем и от большинства стран третьего мира.

- Перспектива не из приятных. Но если бы ситуация была безвыходной, разговор наш не имел бы смысла. Существуют альтернативные наработки по экономическим вопросам, которые связывают с вашим именем. Так что вполне резонно будет начать с первого, второго, третьего...

- На первом месте, пожалуй, должна стоять выработка промышленной политики государства. Очевидна также необходимость комплексной антимонопольной политики, направленной не только на естественные, а на все монополии без изъятия. Причем имеет смысл борьба не с ними как таковыми, а лишь со злоупотреблением ими своим монопольным положением. С этим органично увязывается начало реструктуризации естественных монополий, обеспечение их полной финансовой прозрачности, включая все аффилированные структуры, как российские, так и зарубежные.

Очень важна декриминализация процедуры банкротства. Сегодня, когда банкротство оказывается неизбежным этапом оздоровления ряда промышленных предприятий, превращать конкурсных управляющих в наместников, "добивающих" производство в интересах той или иной криминальной группировки - это настоящее преступление, довершающее тот разгром, который был учинен промышленности в период обвальной приватизации.

Должна быть срочно проведена судебная реформа, обеспечена финансовая и административная независимость суда как от исполнительной и законодательной власти, так и от негосударственных структур. Требуется создание механизмов реализации решений, контроля качества судебных решений, программы защиты судей, свидетелей и потерпевших.

- Мне кажется, что проблема естественных монополий по своей тяжести, запущенности и, если можно сказать, "нерешаемости" все же стоит на втором месте после проблем жилищно-коммунального хозяйства. Реформирование неизбежно, но все озвучиваемые рекомендации по этому реформированию столь же неизбежно сводятся к переложению бремени расходов на граждан.

- Вопрос проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства действительно "перезрел". Мы уже видим, как система жилищно-коммунального хозяйства, в советское время вполне целостная и неплохо организованная, рассыпается. Без элементарных удобств, света, тепла оказываются целые регионы, миллионы россиян. Однако переложить проблемы коммунальщиков на кошельки граждан навряд ли удастся - население просто не в состоянии оплатить эти издержки. Рост тарифов приведет только к росту задолженности граждан, а драконовские меры в массовом масштабе - к чему они могут привести? К пополнению многомиллионной армии бомжей? К массовым волнениям?

Реформа жилищно-коммунального хозяйства должна проводиться не за счет роста тарифов. Еще совершенно не задействован резерв повышения эффективности ЖКХ за счет ограничения злоупотреблений монопольным положением, укрепления контроля. Внедрение энерго- и теплосберегающих технологий до сих пор остается на уровне благих пожеланий - эксплуатационным организациям проще и выгодней манипулировать тарифами, ничего не меняя в своей работе.

- Возникает вопрос гарантирования инвестиций, которые у нас, даже при наличии свободных капиталов, как известно, не идут. И в первую очередь из-за неуверенности инвестора не то чтобы в получении прибыли, но и даже в возврате базовых вложений.

- Неизбежно и необходимо государственное гарантирование инвестиций в отдельные крупные проекты, необходимые для сохранения инфраструктурных и базовых отраслей, от некоммерческих рисков. В настоящее же время естественные монополии, особенно РАО "ЕЭС России", повышая тарифы под предлогом недоинвестирования, в принципе не имеют не то что проработанной инвестиционной программы, но даже отдельных инвестиционных проектов! В принципе необходим механизм государственного гарантирования вкладов и инвестиций частных лиц, без чего мы никогда не сможет расчитывать на формирование значительных легальных накоплений частных лиц, которые смогут быть затем инвестированы в экономику страны. Иначе непонятно, о каком "среднем классе" идет речь в стране, где все сбережения граждан лежат в чулках?

- Раньше лицо страны определялось не толщиной мошны представителей "среднего" или какого-то иного класса, а в первую очередь достижениями промышленности, науки... Будет у России ХХ1 века своя промышленность?

- Либо будет промышленность, либо не будет никакой России ХХ1 века. А для максимального использования потенциала страны необходима, как я уже говорил, выработка комплексной промышленной политики, определяющей приоритеты, интересы и действия государства в отраслевом и региональном разрезах, направленной на наиболее эффективное использование имеющихся заделов.

Частью промышленной политики должна быть технологическая политика, определяющая, какие технологии государство будет развивать и создавать, а какие - импортировать, прекращая ведущиеся разработки как заведомо неконкурентоспособные. Соответственно, технологическая политика будет задавать объективные ориентиры политике в области образования.

Требуется разработать программу реформы неплатежеспособных предприятий, которые нельзя обанкротить, так как они являются стратегическими или градообразующими. Установить, что после нарушения ими договора о реструктуризации долгов государства и при отсутствии покупателей, контрольный пакет их в соответствии с договором о реструктуризации должен передаваться государству, которое должно заменять руководство предприятия, добиваясь его оздоровления.

С целью стимулировать руководство и в рамках программы декриминализации банкротства требуется установить, что в случае оздоровления предприятия оно может переходить в собственность оздоровивших его менеджеров. Как видите, эти предложения не несут на себе печати экономического экстремизма, поскольку продиктованы сложившимися реалиями и теми правилами игры, по которым, нравится нам или нет, мы будем вынуждены играть довольно продолжительное время.

- Вы говорите о сохранении естественных монополий, но в каком виде? Разве они не нуждаются в реформировании?

- Реформа естественных монополий неизбежна и исключительно важна для России. Ведь естественные монополии - структурообразующий элемент экономики. Они обеспечивают сохранение единства страны.

Их главная функция - обеспечение остальной экономике условий развития. Поэтому объективная цель государства - минимизация тарифов при достаточной надежности. Соответственно, главный критерий эффективности реформы: приведет ли она «при прочих равных условиях» к повышению тарифов и тем самым к подрыву модернизации страны или же она стабилизирует тарифы и станет основой роста, как это уже было в 1998-2000 годах.

В целом рост тарифов означает подрыв конкурентоспособности и торможение развития. Поэтому наши стратегические конкуренты за рубежом и поощряют стремление повысить тарифы под видом реформ.

Первым шагом наших реформ, как уже говорилось выше, должно стать обеспечение полной финансовой прозрачности как самих монополий, так и аффилированных с ними структур в России и за рубежом. Без этого нельзя понять, как устанавливаются тарифы и каков инвестиционный потенциал отраслей. Без этого реформы будут проводиться вслепую.

Разработка реформы не должна быть монополизирована топ-менеджментом реформируемых структур, ибо тогда реформа объективно будет служить интересам менеджеров компаний, а не государства. Реформа естественных монополий не должна разрушать единство технологического комплекса, так как это подорвет эффективность. Напротив, она должна восстанавливать технологическое единство.

- Наверно, самой проблемной монополией сегодня становится для России РАО "ЕЭС", возглавляемая Чубайсом. Единая энергосистема предполагает единое экономическое пространство, раздробление ЕЭС - дезинтеграцию страны хотя бы вследствие разнобоя тарифов.

- Тарифная война в новом веке может стать примерно такой же угрозой для целостности России, как в средние века набеги степняков. Фактически речь идет о старом понятии феодальной раздробленности, только на новом витке. И наоборот - единый тариф может цементировать государство сильнее, чем армия. Поэтому в области электроэнергетики необходимо реализовать проекты по восстановлению единства энергосистемы России, объединению Европейской, Сибирской и Дальневосточной энергосистем, достройкой законсервированных электростанций высокой степени готовности. Необходимо рассмотреть вопрос о создании энергометаллургических комплексов с вовлечением инвестиций металлургических компаний в энергетику, без которых будет трудно изыскать средства на технологическое дооснащение отрасли.

Нужно прийти к оптимизации загрузки электростанций. Ведь сейчас расточительные и, как правило, старые, неэкономичные, с изношенными фондами мелкие электростанции в регионах загружены полностью, так как губернаторы стремятся не выпустить деньги из региона. При этом крупные электростанции с дешевой энергией простаивают, в результате чего цены на электроэнергию в соседних регионах могут отличаться в разы.

Конечно, все это невозможно, если не восстановить управляемость и технологическое единство РАО "ЕЭС России", пользуясь правом государства назначать руководителя РАО "ЕЭС России", а того - назначать руководителей АО-энерго, а также правом Федеральной энергетической комиссии назначать руководителей региональных энергетических комиссий. Надо укрепить Министерство по антимонопольной политике за счет включения в него ФЭКа и концентрации в нем работ по установлению тарифов естественных монополий.

- Скажите, а в перспективе мы так и останемся богатой страной с бедным населением?

- Ну, участь бедной страны с богатым населением нам точно не грозит. Однако логика внутреннего рынка диктует объективную необходимость последовательно сокращать долю населения с доходами ниже прожиточного минимума. Это стимулирует экономический рост повышением совокупного спроса и обеспечением социального мира, который нужно поддерживать всеми силами, потому что революционный взрыв взорвет, прежде всего, российскую государственность. Чтобы пресечь возникновение иждивенческих настроений у руководителей регионов, разумно установить, что бюджеты высокодотационных регионов должны управляться федеральным Минфином, и регулярно повышать порог "высокодотационности".

- Существует проблема внешнего долга России, который как дамоклов меч висит над головой каждого, кто попытается увеличить доходность российской экономики.

- Полагаю, внешний долг и впредь будет использоваться, прежде всего, как механизм внешнеполитического давления на Россию. И здесь я не являюсь оптимистом. В преддверии значительных выплат по внешнему долгу в 2003-2005 годах нужно уже сейчас обеспокоиться наращиванием золотовалютных резервов Центробанка на случай, если не удастся договориться о реструктуризации долгов. Разговоры о снижении продажи валютной выручки экспортерами и даже полной отмене этой практики, которые ведут либеральные экономисты, в том числе и в окружении президента, имеют сегодня одну цель - легализовать капиталы, вывезенные за рубеж по "серым" схемам. Нам же требуется сегодня либерализовать привлечение капитала в Россию, а не отток его из России. Поэтому достаточно ограничиться дебюрократизацией деятельности валютного контроля и, может быть, отменить запрет на открытие счетов в иностранных банках - сегодня это выглядит архаизмом, поскольку западные банки гораздо тщательней следят за происхождением капиталов, чем наши финансовые органы за счетами граждан. Видимо, на достаточно продолжительное время следует сохранить норматив обязательной продажи валютной выручки на уровне 75%, чтобы сохранить масштаб операций валютного рынка и, соответственно, его устойчивость на сегодняшнем уровне.

- Сейчас много говорят о вступлении во Всемирную торговую организацию...

- России совершенно не нужно торопиться вступать в ВТО, до тех пор, пока преимущества вступления не перевесят ущерба от него, в частности, пока государство не освоит применение цивилизованных механизмов защиты внутреннего рынка, в том числе нетарифных, взамен сегодняшних девальвационных и коррупционных барьеров.

- Структурная перестройка управления раньше входила в область государственного строительства. Сегодня это понятие является устаревшим?

- Что вы! Необходимы разработка и скорейшая реализация Программы госстроительства. В рамках совершенствования работы правительства надо прежде всего определить конкретные функции, исполняемые государством в сфере регулирования экономики, на основе этих функций определить круг ведомств, необходимых для их исполнения, и упразднить остальные в связи с их ненужностью.

Для оставшихся требуется разграничить зоны ответственности, установить формализованные механизмы выработки, согласования и реализации решений, позволяющие однозначно определять ответственного за каждый вопрос. Уже на этом этапе выявится, например, необходимость возвращения налоговой службы и таможни в состав Минфина, Федеральной энергетической комиссии - в состав антимонопольного министерства, объединения оборонных агентств в рамках Минпрома.

Давно уже следовало создать при правительстве орган управления военно-технической политикой, в котором совместно работали бы специалисты промышленности и военные. Концепция реформирования ВПК как отрасли, сосредоточившей в себе основную часть высокотехнологического потенциала, должна сегодня опираться на создание крупных холдинговых компаний, где на едином балансе находились бы и наука, и производство. Только создание крупных компаний позволит нам выдержать конкуренцию на внешнем рынке и перевооружить армию.

- Структурная перестройка, конечно, необходима, но сам субъект реорганизации представляет собой постоянно исчезающую величину. Износ основных фондов таков, что обеспечить переоснащение промышленности мы уже не успеваем. Что делать?

- Критический износ основных фондов, создавший реальную опасность разрушительных техногенных катастроф, является не только проблемой, но и возможностью.

Следует использовать создаваемое им в ряде развитых стран недоверие к России для "перехвата инициативы" и превращения проблемы техногенных катастроф в инструмент привлечения новых ресурсов для модернизации нашей страны. Для этого целесообразно обследовать изношенные производственные комплексы, угрожающие экологическому благополучию развитых стран, и оценить возможные последствия аварий на них. Причем эта работа в значительной степени уже должна быть сделана специалистами МЧС. Также надо обобщить наиболее опасные и вероятные потенциальные катастрофы, информация о которых не секретна, в специальном издании , которое следует широко распространить на Западе, сопроводив его официальным предложением сотрудничества ради совместного спасения от техногенной опасности.

Данные действия позволят начать содержательные переговоры с развитыми странами о привлечении инвестиций в предотвращение техногенных катастроф путем модернизации российских предприятий. Существенно, что такая инициатива, будучи признаком открытости и ответственности, могла бы улучшить имидж России в развитых странах.

- Не получится ли, я имею ввиду предстоящую реформу структуры правительства, как в крыловском "Квартете": а вы, друзья, как ни садитесь...

- Качества работы любого "квартета" зависит от состава участников. Новая структура правительства могла бы позволить работать на перспективу и сосредоточить стратегические усилия на завоевании места России в мире. Но для этого необходимо побеспокоиться о его кадровом наполнении, о выработке четкой и обоснованной программы действий. К сожалению, недавно одобренная программа правительства, откровенно говоря, является слабой.

- Сегодня, говоря о реформировании структуры управления реальным сектором экономики, нельзя не обратить внимания на послание президента, в котором сформулированы основные направления, в соответствии с которыми действующее руководство страны намерено реорганизовывать экономическую структуру России.

- С учетом складывающейся сложной ситуации в послании Президента РФ В.В.Путина, как представляется, должны были бы быть сформулированы ключевые идеи, связанные с выводом экономики России из кризиса. Так, на мой взгляд, в первую очередь необходимо было бы сосредоточить усилия государства на структурных реформах. Для этого нужно сделать несколько решительных и осмысленных шагов.

Так срочно следует выработать комплексную промышленную политику, определяющую приоритеты, интересы и действия государства в отраслевом и региональном разрезах и направленную на наиболее эффективное использование имеющихся заделов. Сейчас сам термин «промышленная политика» пребывает в загоне у «реформаторов» и неудивительно, что данная тема не нашла отражения в послании Президента.

Также в послании практически не затронуты те вопросы, которые специалистам кажутся основными в деле оздоровления экономики. Наоборот, там звучат тезисы, диаметрально противоположного содержания, в принципе, являющиеся перелицовкой еще гайдаровских рецептов «реформирования». Это внушает опасения, может быть, самые серьезные за всю историю постсоветского периода в жизни нашей страны.

Беседу вел Анатолий БАРАНОВ.

Автор Анатолий Баранов
Анатолий Баранов — российский журналист, политический деятель левого толка *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *