Реформа МСУ: дотянуться до власти

Уже несколько месяцев идут дискуссии вокруг реформы местного самоуправления. Начало было положено на муниципальном съезде, который прошел в Суздале в ноябре прошлого года. В его работе принимал участие президент России.

Тема необходимости преобразований в системе местного самоуправления (МСУ) звучала и в послании главы государства Федеральному собранию. Владимир Путин предложил уточнить общие принципы организации местного самоуправления.

Президент заявил, что считает важнейшей задачей "развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах". По словам Путина, в системе местного самоуправления есть много проблем: дисбаланс ресурсов и ответственности местного самоуправления, неразбериха с полномочиями, которые перебрасываются с одного уровня власти на другой. Плюс ко всему - коррупционные скандалы.

"Местная власть должна быть устроена так, чтобы любой гражданин, образно говоря, мог дотянуться до нее рукой", - сказал президент.

Подготовкой предложений по реформе местного самоуправления занимается рабочая группа, которая была создана после послания главы государства. В четверг сопредседатели группы - глава Всероссийского совета местного самоуправления, депутат Госдумы Вячеслав Тимченко и руководитель комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления Степан Киричук - рассказали о некоторых инициативах.

В частности, по словам Тимченко, предлагается ввести еще одну форму местного самоуправления - городской муниципальный округ. По его мнению, это позволит сохранить местное самоуправление в существующем виде, но при этом приблизить муниципальную власть к людям.

Степан Киричук, в свою очередь, заметил, что в настоящее время  районное деление имеется в 67 городах, из которых 56 - это областные центры. Если в этих городах будет принято решение о переходе на новую систему, то количество муниципальных депутатов увеличится в пять-семь раз.

Председатель законодательного собрания Иркутской области Людмила Берлина поддерживает саму систему местного самоуправления, но считает, что в России ее необходимо реформировать.

"Я, можно сказать, отношусь к тем, кто является воинствующим сторонником местного самоуправления. Но его реформа назрела. Именно реформа. То есть его необходимо не демонтировать, а совершенствовать и формировать через выборы", - сказала Берлина корр ИТАР-ТАСС.

При этом, подчеркнула она, "участники выборов для формирования местного самоуправления не должны быть политизированы и должны прекрасно понимать, что будут отвечать именно за себя". 

"В свою очередь люди, жители на местах должны очень хорошо задуматься и понимать, что от себя они отправляют во власть людей, которые должны защищать их интересы. Что они (эти люди) являются не объектом, а субъектом управления, что является демократическими основами для деятельности на местах", - подчеркнула Берлина.

Губернатор Тульской области Владимир Груздев полагает, что система местного самоуправления, "как и любая другая система, которая касается управления, является развивающейся", и нуждается в реформировании.

"При существующей системе основная проблема заключается в том, что власти на местах имеют достаточно большой объем обязательств, но при этом зачастую и нехватку финансирования", - заметил Груздев.

По его мнению, "муниципальная власть должна быть доступна для граждан, должна быть сформирована эффективно и оптимально". 

"И туда должны приходить люди, которые могут проводить такую политику, выполнять такие функции для решения местных проблем", - сказал губернатор.

По мнению заведующего кафедрой общей политологии НИУ-ВШЭ Леонида Полякова, "нынешнее состояние местного самоуправления асболютно неудовлетворительное". 

"С одной стороны, там что-то такое политически происходит, поскольку это отдельная ветвь власти, там происходят выборы, существуют различные органы местного самоуправления. Но по всей стране очевидно, что местное самоуправление - это скорее некая декларация о намерениях, чем реальная власть", - сказал политолог в беседе с корреспондентом Pravda.Ru.

По его словам, складывается противоречивая ситуация - с одной стороны, жители российских сел и городов зависят от местных властей, но "сами местные власти абсолютно недееспособны в том смысле, что не располагают реальными средствами, которые обеспечивали бы их эффективную деятельность". 

"Вроде есть жизнь, есть выборы какие-то, назначения, есть мэры, есть советы и прочее, но состояние местного самоуправления, с точки зрения экономики, инфраструктуры, вызывает чудовищное напряжение, прежде всего, в сфере ЖКХ. Для того, чтобы привести местное самоуправление в более менее эффективный вид, чтобы придать этой власти какую-то самостоятельность и эффективность, действительно, надо что-то делать", - считает Леонид Поляков. 

Он полагает, что реформа должна быть дополнена серьезным перераспределением финансов, прежде всего налогов. "До тех пор, пока местное самоуправление будет жить за счет всяких дотаций, субвенций и финансирования со стороны региональной власти, дееспособным оно быть не может. Значит, все те функции, которая она должна выполнять, должны быть обеспечены соответствующими доходами", - отметил политолог.

При этом, сказал Леонид Поляков, чтобы реформа была успешной надо четко понимать, как структурировано местное самоуправление. Создание обеспеченных финансированием эффективных структур поможет сдвинуть проблему с мертвой точки, уверен политолог.

Автор Антон Куликов
Антон Владимирович Куликов — журналист, обозреватель Правды.Ру
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить