К декабрьской годовщине митингов: протест схлопнулся

В преддверии годовщины московских протестов и готовящейся новой акции оппозиции возглавляемый бывшим руководителем Управления по внутренней политике Администрации президента России Константином Костиным Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) готовит масштабный доклад "Протестные настроения в России: мифы и реальность". Как ожидается, исследование, сейчас находящееся в высокой степени готовности, будет обнародовано до 9 декабря.

По мнению экспертов фонда, протестная волна, поднятая в декабре прошлого года, схлынула. Это произошло прежде всего из-за потери "чувства локтя" между участниками и лидерами массовых акций, которые с самого начала представляли собой очень разные социальные группы и оппозиционные движения. Вместе с тем уличная политика, являясь мировым трендом, будет актуальна в России, уверены аналитики фонда.

К слову, в исследовании много социологических выкладок, фиксирующих буквально каждый шаг митингующих, в том числе при помощи опросов непосредственно с места акций. Кроме того, как ожидается, доклад будет дополнен свежими фокус-группами, которые фонд проведет в конце этой — начале следующей недели. Особенное внимание исследователи собираются уделить тем, кто разочаровался в протестных акциях.

Глава фонда Константин Костин уверен, что "ностальгия" по декабрю 2011 года не добавит массовости новым акциям оппозиции. "Чтобы вышли десятки тысяч, у них должна быть серьезная мотивация. Почему они должны выйти "вдруг"? Отметить годовщину, пообщаться на площади? Мне кажется, что на этом получить декабрьскую массовость крайне маловероятно, поскольку тогда были федеральные выборы и политика людей очень интересовала. Теперь же, чтобы они вышли, думаю, одной ностальгии и юбилейных мотивов крайне недостаточно", — отмечает бывший руководитель Управления по внутренней политике Администрации президента России в интервью "Правде.Ру".

По мнению Костина, уличная политика становится неотъемлемой частью большой политики. "Поэтому самые разные политические силы будут использовать элементы улицы в своей агитационной и протестной работе. Но это нормально, если все в пределах законодательства, это одна из составляющих политики в демократических государствах", — подчеркивает глава Фонда.

Между тем выводы ФоРГО прекрасно коррелируются с данными социологов и мнением экспертов. "Да, действительно снижение численности массовых акций налицо и это явление наблюдается в течение уже длительного времени и, действительно, отсутствие единства политических целей и исходная высокая разнородность — все эти причины привели к падению массовости, возникновению некоторого разочарования", — говорит в интервью "Правде.Ру" заместитель директора Центра политической конъюнктуры России Алексей Зудин.

Вместе с тем политолог предлагает не делать далеко идущие выводы. "Помимо того что массовые акции устраиваются оппозиционными организациями, это не единственная сила, которая способна выводить людей на улицу, — полагает Зудин. — Когда (в декабре прошлого года) началась уличная активность, многие указывали на то, что она во многом стимулируется не просто организациями, а определенной субкультурой. Субкультурой которая сложилась среди определенной части среднего класса, прежде всего, молодежи и эта субкультура противопоставляет всех этих людей обществу, в котором они живут".

По словам эксперта, не стоит давать развернутые характеристики этой субкультуры. "Но ее роль в связи с протестами важна. Потому что протестанты уходят с улиц, но субкультура никуда не уходит, — считает Зудин. — Конечно, люди которые находятся под влиянием или являются носителями этой субкультуры, их гораздо меньше общего числа участников уличной активности. Но в определенном смысле они образуют ее ядро. И до тех пор пока эта субкультура будет жива, она будет функционировать, до тех пор будут сохраняться предпосылки для активизации уличной политики".

Как ранее в интервью "Правде.Ру" отмечал гендиректор ВЦИОМ Валерий Фёдоров, круг участников протеста сейчас существенно сузился по сравнению с тем, что было в декабре 2011 и в феврале этого года. "Остались самые "пламенные революционеры", которые ходят на каждую или почти каждую акцию; те, кто убежден в том, что вся наша политическая системы прогнила и надо все менять, свергать, перевыбирать и т. д. Таких людей в стране достаточно мало. Но в числе участников митинга они составляют абсолютное большинство", — отмечал Федоров.

С точкой зрения ФоРГО соглашаются в оппозиции. В частности, один из голосов Болотной Андрей Козенко заявляет на страницах известного либерального издания: "Если не только разработавшая концепцию акции группа людей, но и весь КС продолжает жить в декабре-2011, то и на митинг придет столько же человек, сколько их было на Чистых прудах сразу после выборов в Госдуму". В своем блоге активист Данила Линделе признает: "Протест слит благодаря нынешним членам Координационного совета, которые вместо того, чтобы работать с десятками тысяч людей, пришедших на Болотную и Сахарова, требующих перевыборов, с миллионами людей, ожидающих этого, они начали компостировать людям мозги".

Напомним, в октябре Фонд развития гражданского общества представил доклад по итогам электорального цикла. Основные выводы, которые сделали политологи ФоРГО по результатам анализа выборных процессов, следующие: бесспорная победа на весенних президентских выборах Владимира Путина консолидировала общество, восстановила доверие к государственным институтам, придала импульс обновлению политической системы, что не могло не сказаться на итогах выборов 14 октября.

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить