Порог явки возвращается?

Институт социально-экономических и политических исследований на днях вышел сразу с двумя серьезными инициативами — организовать досрочные выборы целого ряда губернаторов, дабы не создавать дополнительную политическую напряженность на грядущих выборах, и вернуть порог явки избирателей, установив его на уровне 35%.

К слову, понятие минимального порога явки исчезло из избирательного законодательства всех уровней после поправок 2006 года, со вступлением в силу которых любые выборы в РФ признавались действительными вне зависимости от процента проголосовавших на них граждан. Даже если в день голосования на избирательный участок приходил один человек. До 2006 года, напомним, выборы считались состоявшимися, если в них участвовали 20% на региональных выборах, не менее 25% — на федеральных парламентских и не менее 50% — на президентских.

Сторонники отмены порога явки — а инициаторами выступили депутаты сразу трех думских фракций — свою позицию объясняли просто: тем, что, с одной стороны, в большинстве демократических стран минимальной явки вообще не существует, а с другой — тем, что в России явка достаточно высокая, поэтому, мол, никаких проблем с легитимностью избранной власти не будет. И действительно, по крайней мере, на федеральных выборах в РФ явка никогда не опускалась ниже 50-60 процентов.

Инициативой Института социально-экономических и политических исследований заинтересовались в Госдуме. В частности, глава комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин, комментируя сайту "Er.Ru" предложение экспертов Института социально-экономических и политических исследований установить 35%-ный порог явки избирателей, признал, что это вопрос требует "детального анализа".

"При решении вопроса об установлении явки на различного уровня выборах в РФ мы опирались, в том числе, на сложившийся опыт, который имеет место в зарубежных странах", — отметил Плигин, добавив, что в целом ряде стран порог явки не установлен. По словам главы думского комитета "возвращение к установлению порога явки потребует детального анализа ситуации". "При этом нужно исходить из того, что мы должны, несомненно, формировать действенные органы законодательной и исполнительной власти, — подчеркнул он. — Таким образом, потребует анализа вся практика, складывающаяся в настоящее время. В то же время, по словам Плигина, предложение экспертов, "как и иные предложения, которые периодически раздаются в общественном мнении, требует обсуждения".

В Центризбиркоме к прозвучавшему предложению отнеслись очень настороженно. Секретарь ЦИК РФ Николай Конкин, в частности, еще раз напомнил, чем, собственно, руководствовались законодатели, отменяя порог явки. Как заявил Конкин журналистам, "когда отменяли порог явки, руководствовались многими причинами по ее отмене, в том числе — что делать, если явка не собирает нужное количество избирателей". В таком случае бюджет несет расходы, пояснил он. "Особенно тяжелым бременем это ложится на органы представительной власти мелких сельских или городских поселений", — цитирует Конкина "РБК".

"Каких-то альтернативных механизмов не придумано — что делать, если явка не набирается", — сказал секретарь ЦИК РФ. Нельзя возложить ответственность на избирательную комиссию, на участников избирательного процесса. "Бесконечно проводить выборы — возникает усталость избирателей. Поэтому я не очень поддерживаю данный проект. Но какое примут решение — будем исполнять", — заключил Конкин.

"Безусловно, когда эксперты предлагали эту меру, они отталкивались от определенных реалий, — отмечает в интервью "Правде.Ру" заместитель директора Центра политической конъюнктуры России Алексей Зудин. — В частности, то, что явка у нас может быть невысокой и это может создавать проблемы при формировании органов власти. Это означает, что выборы надо проводить снова и т. д. И с этой точки зрения, мера которую предложили эксперты имеет обоснование".

Однако по мнению политолога, есть и другая сторона вопроса. "Повышенный порог явки означает, что органы власти, которые сформированы согласно существующему механизму, могут не пользоваться необходимым уровнем доверия среди граждан, даже вне зависимости от того, ходят они на выборы или нет", — поясняет эксперт. Однако, если будет установлен высокий порог явки, это потребует от органов власти дополнительных усилий по повышению и поддержанию общественного доверия к себе", — полагает Алексей Зудин.

"Порог явки — мы уже это проходили, это возврат в 90-е годы, когда было очень много нареканий и к выборам, и к процедурам, которые еще не были устоявшимися и сформированными, — в свою очередь отмечает глава российского общественного института избирательного права Игорь Борисов. По его мнению, у нас нет необходимости возвращаться к порогу явки, которая сегодня отсутствует во всех цивилизованных странах, включая Западную Европу. "Сегодня вопрос не в пороге явки, а в организации избирательных процедур, которые удовлетворяли бы потребностям общества. То есть порог явки это неважная процедур в рамках организации демократических процессов", — полагает эксперт.

По мнению Борисова, установление порога явки фактически нужно вводить совместно с обязанностью граждан, приходить на избирательные участи и голосовать. "Если это не будет введено законодательно, что, в принципе, может противоречить принципу свободы выборов, то в противном случае будет оказываться давление на избирателей, которые будут пригоняться на выборы, якобы под обеспечение явки, а на самом деле под определенные политические цели", — утверждает Борисов, вместе с тем считая это "недопустимым при организации свободных демократических выборов".

Как бы то ни было, но проблем с легитимностью избранных органов власти "ввиду низкой явки" в России все-таки не предвидится. Глава Центризбиркома РФ Владимир Чуров прогнозирует высокую явку избирателей в 2013 году. "Стенания по поводу низкой явки — чепуха, — говорит Чуров. — У нас хорошая явка на муниципальных выборах". По словам Чурова, за последние 10 лет средняя явка в ходе единого дня голосования составила 35,99%, а введение единого дня голосования один раз в год только позитивно скажется на активности избирателей.

Автор Александр Петров
Александр Петров — журналист, бывший обозреватель политического раздела Правды.Ру *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *