"Бесы" vs "державники"

Очередная годовщина Великой Октябрьской революции расколола левое движение. 7 ноября по улицам Москвы прошли сразу две праздничных манифестации. Одну колонну возглавила привычная Коммунистическая партия РФ, другую — куда менее многочисленную колонну повели "альтернативные" ей партии и движения социалистического толка. Отмечающие праздник левые предпочли не пересекаться.

Судя по всему, на левом фланге политического спектра наметилось противостояние двух борющихся за симпатии избирателей сил. Опирающейся на законные процедуры и институты системной компартии и мечтающей о смене конституционного строя группы левацких движений, объединяющей чертой которых можно назвать обиду на руководство КПРФ, упорно дистанцирующегося от работы за рамками сложившейся системы политических координат.

Катализаторами произошедшего разрыва, очевидно, стали выборы в т. н. Координационный совет оппозиции, в который не без поддержки представителей левого движения прошли либеральные политики, а также попахивающая компрадорством скандальная история с лидером "Левого фронта" Сергеем Удальцовым. Наметившееся еще в октябре размежевание КПРФ с близкими к "белоленточной оппозиции" левыми движениями завершилось, выразившись в "параллельном" праздновании "Великого октября".

Между тем, еще во время октябрьского пленума Геннадий Зюганов попытался расставить все точки над i. В частности, он публично дистанцировался от протестующих на Болотной площади и критически отозвался о внесистемной оппозиции в целом. "Это не оппозиция, — так лидер КПРФ охарактеризовал Координационный совет, отметив при этом, что "выработать единую программу "болотному" протестному движению не позволило отсутствие единства целей, и единства действий".

Он также сообщил, что предупреждал координатора "Левого фронта" Сергея Удальцова о нецелесообразности сотрудничества с либералами. "Удальцову я несколько раз говорил: тебя используют, твой характер, а потом вытрут о тебя ноги. Если ты отстаиваешь интересы трудового народа, интересы дружбы народов, идеалы справедливости, дорога в другой стан — к народно-патриотическим силам, а не прикрывать эту команду", — рассказал лидер КПРФ.

Еще категоричнее высказался заместитель Зюганова депутат Владимир Кашин. По его словам, в КПРФ уже давно существует единый штаб протестный действий, "а тут группка людей присвоила себе звание, что они координационный совет какого-то протеста". "Удальцов 8 лет был у нас в штабе, больше 20 человек на наши акции не приводил, и делать из него выдающегося оппозиционера — несерьезно", — заявил Кашин.

К слову, произошедшее отречение лидеров КПРФ от любых связей с "болотной оппозицией" можно было предвидеть. Как ни крути, но исповедующей державный патриотизм партии не по пути с либералами, а следовательно, и с "болотными" леваками — Удальцовым, Лебедевым и Развожаевым, ставшими фигурантами уголовного дела о подготовке массовых беспорядков.

А после выхода в свет нашумевшего фильма "Анатомия протеста-2", посвященного взаимоотношениям грузинского политика и Удальцова разрыв каких-либо отношений уже стал делом принципа. В фильме, напомним, утверждалось, что координатор "Левого фронта" ведет переговоры с грузинским "конструктором цветных революций" Гиви Таргамадзе.

Впрочем, КПРФ, как ответственной (прежде всего, перед своими избирателями) политической силе, стоило пойти на этот шаг намного раньше и не устраивать цирк с подписанием в январе этого года "исторического документа" о совместных действиях КПРФ с "Левым фронтом", активисты которого просто мечтают отправить руководство компартии на политическое кладбище.

Не секрет и то, что представители большинства альтернативных КПРФ левых движений, в том числе и "Левого фронта", видя в монополизме КПРФ тормоз для развития левой идеологии, всегда пытались дискредитировать компартию и ее лидеров. К примеру, желая вбить гвоздь в гроб "монополиста", руководители "альтернативных левых" никогда не скупились на сочные эпитеты в адрес Зюганова и его окружения.

Впрочем, взорвать КПРФ изнутри, по сути дела, превратив системную политическую партию в подспорье для уличной революции, леворадикалам никогда не удавалось. Каждый раз руководство компартии в оперативно проводило чистки "несогласных" с партийной линией. Не получалось леворадикалам подорвать монополию компартии и с помощью разного рода создаваемых альтернативных КПРФ "партий" и движений левого толка.

Как ни крути, но крупнейшей оппозиционной парламентской партии, обладающей серьезным организационным ресурсом, управленческими кадрами, внушительным электоратом, а главное — способностью конкурировать на выборах с партией власти, озвучивая острые социальные и экономические проблемы, действительно, не по пути с настаивающими на революционных потрясениях маргиналами и, что уж говорить, откровенными провокаторами.

У Достоевского, помнится, был персонаж — Петр Верховенский, обещавший своим соратникам-ниспровергателям "раскачку, какой мир еще не видал". К чему привела "нечаещина", напоминать не нужно… Между тем, если внимательнее приглядеться к нашей левой "революционной молодежи", то в ней все явственнее проступают черты именно этого, как, впрочем, и некоторых других "бесов" и "бесенят", мечтающих о "великой революционной смуте".

Куратор Анатолий Баранов
Анатолий Баранов — российский журналист, политический деятель левого толка *