Медведев помиловал "Pussy Riot". В частном порядке

Несколько поутихшую было дискуссию относительно справедливости приговора участницам группы "Pussy Riot" актуализировал глава российского правительства Дмитрий Медведев, сделав ряд довольно неожиданных заявлений.

"То, что произошло, известная группа девушек долго находится в тюрьме - уже само по себе серьезное наказание за совершенное", - заявил Д. Медведев в ходе встречи с партактивом "Единой России" в Пензе. По его мнению, пребывание в тюрьме - это уже кара, поэтому, сказал Медведев, "если говорить о содержании проступка, то, с моей точки зрения, той кары, которую они уже понесли, вполне достаточно, чтобы они призадумались о произошедшем. Продление содержания в условиях тюрьмы мне кажется непродуктивным". "Здесь, на мой взгляд, достаточно условного наказания", - добавил он.

Безусловно, что глава правительства и председатель "Единой России" высказал свою личную точку зрения. Возможно даже, что сделал это без задней мысли или злого умысла. Но при всём при этом он не мог осознавать того, как его слово отзовётся. А то, что его размышления будут интерпретированы именно как критика судебного приговора, совершенно очевидно. И тем более удивительно, что свои мысли относительно того, как следовало бы поступить с "Pussy Riot" Дмитрий Анатольевич высказал, будучи осведомлённым о том, что 1 октября Мосгорсуд будет рассматривать кассационную жалобу адвокатов на вынесенный приговор. В частности, Медведев напомнил, что "не формулировал свою позицию после провозглашения приговора, тем более что он обжалован", и вообще, всегда старается "тщательно подбирать слова".

Ранее премьер-министр действительно воздерживался от какой-либо конкретики по этому делу, призывая дождаться приговора. "Идет следствие. Позиции разные. В некоторых странах за подобные действия ответственность была бы существенно более строгой. Не говоря уже, что в определенных политических условиях такая деятельность могла закончиться весьма печально для тех, кто ее осуществлял, находясь в пределах храма, не важно, кстати, какой конфессии", - говорил он в интервью газете "Times".

По поводу печальных исходов как нельзя кстати подоспела наглядная демонстрация. В Ливии разъяренные демонстранты обстреляли и подожгли консульство США, в результате чего погибли сотрудники дипмиссии, в том числе и посол США в Ливии Крис Стивенс. Нападение, как выяснилось, было спровоцировано намерением показать в США фильма "Невинность мусульман", порочащего, по мнению мусульман, имя пророка Мухаммеда. В картине ислам называется "раковой опухолью", а пророк Мухаммед выставлен как мошенник, призывающий людей к резне.

Сам фильм не вышел на экраны, однако в интернете появились отрывки из него на арабском языке, что и послужило той самой искрой, взорвавшей мусульманский мир - в Египте разъяренная толпа ворвалась на территорию посольства США в Каире и сорвала американский флаг, а Афганистан во избежание эксцессов заблокировал доступ к видеосервису YouTube, где и появились отрывки из фильма.

Но самое показательное, это реакция США. Американские ВВС не были подняты по тревоге, в Бенгази не были введен дополнительный контингент войск, а комментарии Белого дома оказались достаточно сдержанными. Президент США Барак Обама хоть и осудил убийство своих сограждан, но вместе с тем заметил, что "США не приемлет попыток очернения религиозной веры других людей".

Примечательно, что несколько дней назад, президент России Владимир Путин, отвечая на вопросы журналистов телеканала Russia Today относительно "Pussy Riot", высказался предельно конкретно: "Является ли оправданным приговор, является ли он обоснованным и является ли он адекватным содеянному, я сейчас не буду комментировать. Я думаю, что у этих девушек есть адвокаты, и они должны заниматься представлением их интересов в суде. Могут оспорить приговор в вышестоящей инстанции и добиваться его пересмотра. Но это их дело, это чисто юридический вопрос... Я даже не знаю, их адвокаты обращались в вышестоящую инстанцию или нет. Просто я не слежу за этим. Но если вышестоящая инстанция будет рассматривать, она вправе принять любое решение. Понимаете, я просто стараюсь не касаться этого дела вообще. Я знаю о том, что там происходит, но я туда совершенно не влезаю.".

Безусловно, что у Путина, как и у Медведева есть своя позиция в отношении взбунтовавшихся pussy. И эта его позиция известна: государство обязано защищать чувства верующих. Но при этом президент страны не считает возможным хоть как-то высказываться по поводу справедливости решения суда, а премьер-министр напрямую говорит о непродуктивном исходе судебного заседания.

Раскол в тандеме? Вряд ли. Игра в "доброго" и "злого" следователя? Едва ли. Но то, что эти и другие версии происходящих в высших эшелонах власти появятся - совершенно очевидно.

Вообще же, рассуждать о том, что на самом имел в виду Дмитрий Анатольевич совершенно непродуктивно. Равно как и ожидать необходимых разъяснений от самого премьер-министра, поскольку слово уже было сказано. И если судья оставит приговор в силе, можно будет говорить о полной и безоговорочной независимости российской Фемиды - даже от частного мнения высокопоставленного чиновника. Но если же к вящей радости защитников свободы слова Мосгорсуд последует "рекомендации" главы правительства, то в этом случае, конечно, возникнут проблемы.

Впрочем, проблема появилась уже сейчас, поскольку Дмитрий Медведев вольно или невольно придал предстоящему судебному заседанию политический контекст, от которого будет уйти теперь довольно сложно.

Автор Игорь Кулагин
Игорь Кулагин — бывший обозреватель Правды.Ру *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить