"Синий" Ельцин: перформанс или вандализм?

В Екатеринбурге неизвестные ночью облили синей краской памятник первому президенту России Борису Ельцину. По сообщению пресс-службы ГУ МВД России по Свердловской области установлено, что вандалы орудовали в промежутке от 3-х до 8-ми часов утра, так как дежурные наряды, проезжавшие до этого времени, ничего подозрительного не заметили. К монументу оперативно прибыли специалисты по благоустройству и залили обелиск реагентом, а затем смыли краску. Теперь восстанавливаются буквы.

Правоохранители квалифицируют произошедшее по 214 статье УК РФ ("вандализм"), которая во второй части гласит: "деяния, совершенные группой лиц, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти наказываются лишением свободы на срок до трех лет..."

Судя, по масштабу, высоте и густоте "осинения" (мемориал представляет собой 10-метровую беломраморную стелу с барельефом Ельцина во весь рост) действовала "группа лиц" - один человек вряд ли бы справился. Кроме того, то, что подобное произошло именно сейчас (памятник тихо-мирно стоял с 1 февраля 2011 года), очень похоже, или даже впрямую указывает на - воспользуемся юридической формулировкой - "мотивы политической, или идеологической ненависти". Поясню.

После приговора Pussy Riot по стране (и не только) прокатилась волна издевательства над различными святынями. Если осквернение церковных храмов еще как-то укладывалось в логику радикального протеста, то при чем здесь, скажите, памятник белорусским партизанам, которым, пользуясь случаем, надевали шапочки-балаклавы?

Та выходка, конечно, юридически не классифицируется "вандализмом" (ничего же не разрушили и не испачкали), но простым гражданам на тонкости плевать. Обычные пассажиры станции метро "Белорусская", где "переодели" партизан, действовали не по Уголовному кодексу, а по совести, явно не "заморачиваясь" вопросами о "свободе самовыражения".

Хулигана стащили с постамента, после чего его, а также двух приятелей, фотографирующих происходящее для Интернета, передали полиции. "Он оскорбил лично меня и моих дедов, воевавших в Великую Отечественную войну", - заявил после инцидента один из прохожих.

С другим случаем вышло еще интереснее. На Свято-Вознесенском соборе (Псковская область) кто-то написал "Свободу Pussy Riot". Вроде бы "вандализм" налицо (вернее, на стене), однако уголовное дело по этому факту возбуждать не стали, мотивируя тем, что храм особо не пострадал, а надпись закрасили в течении нескольких часов после ее появления.

Получается, есть "длинный вандализм" и "короткий". Например, если бы церковь - не дай Бог - взорвали бы - тогда да. А так, подумаешь, плюнули в душу нескольким верующим - чего "мелочь" в расчет принимать. Вон, как про них говорят прогрессивные блогеры. "Поруганные чувства ключницы, вертухая и лоточницы", - дал характеристику Антон Носик тем свидетелям на суде, кого лично задело выступление Pussy Riot в Храме Христа Спасителя. Ну разве можно ТАКИХ принимать в расчет, когда речь идет о "ВЕЛИКОМ ПРОТЕСТЕ"?! Да ни в коем случае!

Зато Николай Карлович Сванидзе - совсем другое дело. Пишет: "Акция в Екатеринбурге нанесла мне, как гражданину России, настоящее личное оскорбление". И сравнивает: "им (вандалам) грозит до трех месяцев лишения свободы. Оно бы и нормально, если бы не недавний приговор Pussy riot - 2 года".

Поборники абсолютной "свободы" столь же свободно обращаются и со сроками (вспомните, как они заранее давали "девчонкам" 7 лет). Сванидзе умышленно берет 1 часть 214 статьи УК РФ (арест до 3 месяцев) и не обращает внимания на вторую часть (до 3-х лет), которая, скорей всего, и будет вменена осквернителям памятника Ельцина по причинам изложенным выше. В данном контексте это принципиально, но гораздо принципиальнее другое.

Мемориал первого президента России с самого момента своего водружения вызвал ожесточенные споры в обществе. Римский сенатор Марк Порций Катон Старший (тот самый, который "Карфаген должен быть разрушен") говорил в подобных случаях: "По мне, пусть лучше спрашивают, почему человеку не поставили статую, чем почему ее поставили".

Тем не менее, дело было сделано, и то, что произошло с памятником Ельцина в ночь с 23 на 24 августа 2012 года вызывает омерзение. Такое же, кстати, как и скидывание 21 августа 1991 года с постамента памятника Дзержинского с петлей на шее (под радостные аплодисменты господина Сванидзе со товарищи).

Действие вызывает противодействие - в своем стремлении "не забыть, не простить и за Pussy Riot отомстить" их фанаты не признают для себя ни ограничений, ни здравого смысла. Сдачу начинают получать той же монетой - вы издеваетесь над осенением крестом, получайте в обратную "осиненного" Ельцина. В Интернете уже назвали происшествие в Екатеринбурге "инсталляцией, выражающей художественный протест против либеральных ценностей". Те, кто выступает за свободу "без конца и без края", могут наслаждаться.

P.S. Если осквернителей, обливших краской памятник первому президенту РФ поймают, КПРФ возьмет на себя их защиту и в частности, оплатит адвоката - заявил член бюро Свердловского отделения партии Александр Ивачев.

"Поддержка связана с тем, что мы разделяем чувства политических вандалов, и опасаемся нарушения их права на справедливое судебное разбирательство", - сообщил коммунист. Он подчеркнул - это официальная позиция регионального отделения КПРФ". Без комментариев.

Автор Михаил Синельников-Оришак
Михаил Синельников-Оришак — бывший обозреватель Правды.Ру
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить