Очень страшное кино

"Очень страшная картина, страшная", - говорит актриса Лия Ахеджакова о новом фильме "Гражданин Ходорковский". Идея снять документальное кино про самого знаменитого российского олигарха пришла в голову лидеру группы "Стиляги" Сергею Ширяеву, как он сам утверждает, после визита в лицей "Кораллово" в апреле этого года. "Я почти физически ощутил ту степень несправедливости, которая разделила Ходорковского, создававшего такие вот потрясающие шедевры гуманизма и милосердия, - с теми, кому и в голову такое не могло прийти", - цитирует Ширяева Пресс-центр М. Ходорковского и П. Лебедева.

В Сети появился и 10-минутный трейлер фильма, из которого ясно... впрочем, мало что ясно. Содержание трейлера, это пространные размышления создателя картины, который, по его словам, не оппозиционер, хотя у него и есть майка "против Путина", и "не хотел делать оппозиционный фильм". Но по другому не получится, поскольку "у нас как только ты пытаешься сказать правду, тебя автоматически причисляют к оппозиционерам". "Страшно жить в стране, где простое и естественное желание правды приравнивается едва ли не к преступлению", - утверждает он.

Полностью пересказывать содержание трейлера, в котором помимо Ширяева своими страхами делятся со зрителем Лия Ахеджакова и поймавший свои 15 минут славы Сергей Мохнаткин, нет смысла. Всё сводится к фигуре Ходорковского, который стал "печальным символом безжалостной эпохи", и осуждению Путина, который "усаживая Ходорковского в тюрьму ... ликвидировал серьёзную, в том числе обеспеченную в финансовой области оппозицию, поскольку без денег у нас бороться очень сложно".

Рассчитывать на серьёзный зрительский успех фильм вряд ли сможет. Что наглядно продемонстрировал ещё один кинолетописец Ходорковского Кирилл Туши, чьей картине обеспечили шикарный промоушен на Западе, но которую совершенно не заметили в России. Хотя фильм даже вышел на большом экране. Другое дело, что крупные кинотеатры не слишком охотно брали картину, сборы от проката которой представлялись крайне сомнительными. Продюсеры фильма, разумеется, объяснили это происками власти, которая пытается таким образом скрыть правду от народа, но картина, удовлетворив потребности участников всевозможных "маршей несогласных", не вызвала интереса у широкой зрительской аудитории.

Впрочем, у оппозиционеров на этот счёт - кого считать большинством - есть своё мнение, которое выразил Ходорковский в своей последней колонке для журнала "Forbes". По мнению экс-главы ЮКОСа, утверждение о том, что "демократия - это власть большинства", совершенно не очевидно, поскольку "современная экономика знаний, где большая часть добавленной стоимости создается творческим меньшинством (не путать с постиндустриальной экономикой), в условиях подобного диктата попросту невозможна". Иными словами, есть некое невразумительное большинство и прогрессивное оппозиционное меньшинство. "Осознание, что современная экономика и современное общество есть совокупность меньшинств, а современная демократия - способ защиты их интересов, - слишком революционное и ментально неприемлемое изменение парадигмы для политиков, составляющих путинское окружение. Да и для самого Путина", - пишет Ходорковский.

К меньшинствам, которые определяют вектор развития страны, МБХ относит участников все тех же самых "маршей". "Граждане, выходя на мирную демонстрацию сотнями тысяч, пытались договориться. Когда им в переговорах отказывают, они оставляют улицу радикалам. Только вот радикалы - это не инопланетяне, а наши соседи, наши близкие люди, это наши дети", - продолжает он, предупреждая о том, что "сегодня мир слишком хрупок, чтобы власти стоило испытывать терпение общества, его отдельных частей в прямом противостоянии".

Также по теме: Михаил Ходорковский грозит Верховному суду революцией

Насчёт "сотен тысяч" Михаил Ходорковский, конечно, погорячился. Аудитория последнего "марша миллионов" 12 июня составила 18 тысяч человек по ходу шествия и 15 тысяч человек в самом начале митинга. Спустя же буквально час после начала выступлений, как сообщала "Правда.Ру", ряды митингующих серьёзно поредели. Да и в целом, согласно оценкам экспертов, будущее "маршей миллионов", исходя из отрицательной динамики, вообще вызывает серьёзные опасения. Тем не менее, оппозиционные лидеры уверены, что именно эти люди на митингах составляют прогрессивную часть общества, с которой необходимо считаться как власти, так и "агрессивно-послушному большинству".

Дискуссию на тему приоритета оппозиционного меньшинства предложили и правозащитники - члены президентского Совета по правам человека, возмутившиеся тем, что право выбора в состав Совета у них отбирается и передается на откуп гражданскому обществу, которое, как заявила глава МХГ Людмила Алексеева, просто не разбирается в проблемах защиты прав человека, а потому не способно адекватно оценить предлагаемые кандидатуры.

Как сообщает Пресс-центр Ходорковского и Лебедева, немедленного освобождения вышеозначенных персон на сайте Пресс-центра требуют более 72 тысяч человек. Не много. Но исходя из логики оппозиции, это именно те самые люди, которые могут диктовать свои условия всем остальным. И вот это действительно страшно.

Автор Лев Правдин
*
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *