Интеллигенция переходит на самоокупаемость

Российские правозащитники предлагают ввести внешнее управление над деятельностью оппозиционных политиков, не способных, по их мнению, вести за собой протестные массы.

Декабрьские и февральские многотысячные протесты в столице России уже стали историей, но их отголоски до сих пор будоражат оппозицию, которая продолжает извлекать уроки из произошедшего. Сейчас воспряла духом столичная интеллигенция, считающая, что она не только может повести за собой восставшие массы, но и получить неплохой гешефт с этого.

Знаменитый правозащитник, член Политического комитета "Яблока" Сергей Ковалёв внезапно обрушился с жёсткой критикой на действующих лидеров внесистемного протеста. "Позорно недостаточен штаб, который состоял бы из Немцова, Рыжкова, Касьянова, Явлинского, Митрохина и всех других. Этого мы уже навидались. Всю историю объединений этой категории людей я видел не с галёрки. Они подерутся немедленно, как только сядут вместе. И это естественно", - пишет Сергей Ковалёв в блоге на сайте "Эха Москвы". По его мнению, "первую скрипку в протестном движении должны играть вовсе не оппозиционные политики", которых он уважает, но при этом точно знает, "что каждый из них - ой как не без изъянов". "...все они крутились около власти. Весьма нехорошей власти, между прочим, была ли она доельцинской, ельцинской или послеельцинской. Это важный опыт, но это и важный изъян", - отмечает он.

Критикует он и восхваляемый политическими вождями оппозиции т.н. средний московский класс, получающий не менее 4-х тысяч долларов в месяц и который, как считает правозащитник, также не может являться движущей силой протестного движения. "На площади выходил другой средний класс, необеспеченный - интеллигенция. Люди без политических амбиций, но с претензиями к власти и государственному устройству", - подчеркивает он.

Исправить эту неблагоприятную для оппозиционной общественности ситуацию правозащитник предлагает посредством введения внешнего управления над политической оппозицией. "Как важен был бы "внешний" штаб, решительный и упрямый, способный потребовать от них: вы хотите играть на политической сцене? Участвовать в выборах? Мы готовы вас поддержать", - пишет Ковалёв. При этом, что характерно, оппозиционная интеллигенция вовсе на намерена заниматься благотворительностью, а потому будет требовать вознаграждения за свои услуги: "Не бесплатно: мы будем контролировать вас. И вы должны прислушиваться к нашим требованиям, в отличие от власти, которая постоянно нам врёт. Зарубите себе на носу: наш контроль будет строгим", - поясняет Ковалёв.

Профессор Алексей Яблоков не готов полностью согласиться со своим коллегой по партии. "Есть те, кто действительно испоганены властью. Прежде всего - Михаил Касьянов. Опыт нахождения во власти Владимира Рыжкова показал, что он лабильный политик - то Черномырдина поддерживает, то прыгает в другую сторону. Немцов, да, тоже был во власти и показал себя там не с лучшей стороны", - пояснил он "Правде.Ру". С другой стороны, отмечает Яблоков, вряд ли возможно ставить в один ряд с вышеназванными персонажами Григория Явлинского, который никогда не был в исполнительной власти. "В советское время он был средней руки чиновником, а потом стал политиком и парламентарием", - сказал он. Кроме того, допустим, тот же Гарри Каспаров также не был во власти, но в то же самое время абсолютно не годится на роль лидера оппозиции.

Но в целом, по существу вопроса, г-н Яблоков с Сергеем Ковалёвым согласен. "Современная ситуация требует каких-то неординарных решений. Для оппозиции должна быть выработана новая стратегия. А вот какой она должна быть, я бы сейчас поостерёгся говорить. То есть объединить всю оппозицию под начальством какого-то одного человека не получится", - утверждает собеседник "Правды.Ру", поскольку, по его словам, на протяжении последнего десятилетия все потенциальные лидеры были так или иначе скомпрометированы властью, а из молодых, способных сыграть роль кристаллизующего центра, остались только такие специфические личности как Алексей Навальный, у которого совершенно нет политического опыта.

Сопредседатель Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков, по его собственному признанию, понимает и разделяет обеспокоенность Сергея Адамовича, связанную не столько с тем, смогут ли нынешние лидеры несистемной оппозиции создать что-то единое, сколько в том, что на сегодняшний момент для них митинги стали самоцелью. "Вместо того, чтобы готовиться к участию в региональных выборах, заниматься тяжёлой и подчас незаметной организационной работой. Например, в Москве прошли выборы депутатов в муниципальные собрания, 125 избирательных кампаний было - но как-то я не увидел серьезного участия в них представителей несистемной оппозиции. Вот коммунисты участвовали. И участвовали успешно, получив 204 мандата и тем самым в три раза увеличив своё присутствие. А эти - нет. Вот на митинге выступить - замечательно. В фонтан сигануть - вообще прелесть. А если ещё и заберут в околоток, то совсем чудо будет. Поэтому мне всё это не очень нравится, откровенно говоря. Поэтому с Сергеем Адамовичем можно согласиться, но лишь отчасти. Поскольку я не очень понимаю как это всё выстроить", - говорит В. Хомяков.

Противостояние между политическим и, скажем так, правозащитным крылом несистемной оппозиции началось уже давно. Правозащитники вообще время от времени вспоминали о своей политической неангажированности и демонстративно отстранялись от политики. В конце 2007, например, Людмила Алексеева, Георгий Сатаров и Александр Аузан публично потребовали от Гарри Каспарова покинуть пост председателя Всероссийского гражданского конгресса, который, являясь неполитическим объединением, начал дрейфовать на политическую обочину. "Общественные организации всегда пушечным мясом для политиканов, - заявил тогда президент фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров. - Это всё напоминает отношения соблазнителя и девственницы, которая интересна тому лишь до акта дефлорации".

Конфликт интересов возник и в конце 2011 года, когда из оргкомитета по организации митинга 24 декабря со скандалом вышли телеведущий Леонид Парфёнов и писатель Борис Акунин, выступившие резко против партизации и излишней политизации будущего митинга. "Духом нашего движения должна стать доброжелательность. Давайте не будем пропагандировать свои партии", - заявил Борис Акунин. А Леонид Парфёнов, как и Сергей Ковалёв, усомнился в мобилизационной адекватности "среднего класса": "К сожалению, сердце хипстера склонно к измене", - сказал он, утверждая, что дисциплины тех, "кто сейчас сидит в соцсетях", может хватить ненадолго.

Вопрос об участии интеллигенции в каких-либо революционных событиях - достаточно спорный и неоднозначный, как и сама интеллигенция. Русская интеллигенция являлась зачинателем многих революций в России, а потом от этих же самых революции и страдала, после чего опять искала своё место в новой революции. Парадок сегодняшнего момента в том, что до революционной ситуации ещё ой как далеко, а интеллигенция уже примеривает на себя костюм страдальца. При этом ни оппозиционеры-общественники, ни оппозиционеры-политики не отделимы друг от друга. Так или иначе, но им приходится следовать в одной упряжке, хотя и очень этого не хочется.

Автор Игорь Кулагин
Игорь Кулагин — бывший обозреватель Правды.Ру *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить