Как Горбачев в Сталина "играл"

Ровно 25 лет назад, 28 мая 1987 года у Красной площади появилось еще одно, неофициальное название - Шереметьево-3, а традиционный для пограничников "красный день календаря" впервые стал черным. Прилетел, вдруг - нет не волшебник в голубом вертолете - хотя история для тех времен поистине сказочная, а 19-летний гражданин ФРГ Матиас Руст на спортивном самолете "Сессна 172 Скайхок". ("Скайхок" с английского - "небесный ястреб").

Он приземлился в самом сердце столицы на Большом Москворецком мосту и накатом доехал до Собора Василия Блаженного. На кадрах кинохроники хорошо видно, как улыбающийся парень раздает автографы всем желающим. Через 15 минут его арестовывают. На допросах очкастый "ястреб" скажет, мол, "хотел перекинуть мост между Востоком и Западом". Впрочем, речь не про то, чего Руст "хотел", а о том, почему он долетел.

Для государства, в котором утверждалось, что "границы на замке" пощечина более чем хлесткая. Из выступления Михаила Горбачева на заседании Политбюро ЦК, срочно собравшегося для "разбора полета" буквально на следующий день: "Произошло событие, которое по своим политическим последствиям превосходит все то, что было в прошлом... Речь идет об утере веры народа в нашу армию... Нанесен удар по политическому руководству страны, его авторитету".

По истечению стольких лет сие высказывание можно прокомментировать однозначно - кто бы говорил! Ведь скомандовать "Фас!" (т.е. "Сбивать!") должен был именно Михаил Сергеевич, у которого тогда случился приступ немоты - первый, но, как покажет дальнейшее - не последний в решающие моменты для страны.

... "Небесного ястреба" засекли сразу, лишь только он в 14:20 по московскому времени на высоте 600 метров пересек воздушный рубеж Советского Союза. В районе эстонского города Кохтла-Ярве локаторы ПВО навели на цель наш истребитель, доложивший о готовности нажать "Пуск". Однако в эфире вместо "поражающего" приказа - молчание. Между тем нарушитель, ориентируясь по железной дороге Ленинград - Москва, уверенно держал курс на столицу СССР.

С аэродромов Хотилово и Бежецка стартуют следующие перехватчики, но и они не получают "расстрельной" команды. Уже перед самой Москвой, несмотря на то, что основная автоматизированная система ПВО была отключена на профилактику, по дублирующим каналам связи о ЧП доложили на самый верх. А в ответ - опять тишина... Около 19:00 состоялась знаменитая на весь мир посадка. Кто же, кроме Бога, хранил Матиаса Руста?

Исторический экскурс. 15 мая 1941 года немецкий транспортный самолет без разрешения советских наземных служб совершил перелет по маршруту Белосток - Минск - Смоленск - Москва, где и приземлился. Сразу после этого среди военного руководства ПВО и ВВС начались аресты, потом - расстрелы. Лучшего повода для обвинений в предательстве (или как минимум некомпетентности) не придумать. Для ведомства Берии "немецкий пролет" стал настоящим подарком. Или... чекисты заранее позаботились о приятном сюрпризе?

Из воспоминаний дежурного генерала на центральном пункте ПВО 28 мая 1987 года Сергея Мельникова: "Бывший председатель КГБ Владимир Крючков в приватном разговоре сообщил, что лично готовил эту операцию по указанию Горбачева". А вот мнение еще одного человека, с которым Мельников ну никак не мог сговориться. "После Руста в Советской армии были проведены радикальные изменения, сопоставимые с чисткой вооруженных сил, организованной Сталиным", - считает американский специалист по национальной безопасности Вильям Е. Одом.

И действительно - более 300 советских офицеров, "благодаря" Русту лишились своих постов, угодили под суд или потеряли погоны. Хорошо хоть не головы, все-таки Горбачев - не Сталин... Ушел в отставку главком ПВО - дважды Герой Советского Союза Александр Колдунов. Оказался не у дел министр обороны СССР Сергей Соколов. Бывший полковник КГБ Игорь Морозов считает: "То была блестящая операция, разработанная западными спецслужбами. Спустя годы становится очевидным, что они (спецслужбы) смогли привлечь к осуществлению грандиозного проекта лиц из ближайшего окружения Михаила Горбачева, причем со стопроцентной точностью просчитали реакцию Генерального секретаря ЦК КПСС. А цель была одна - обезглавить Вооруженные силы".

Лично мне кажется - все было гораздо проще. Михаил Сергеевич крепко недолюбливал прежнего министра обороны и его команду, считая Соколова противником реформ и "политическим чужаком". Потому, пользуясь случаем и очистил столь важное в любом государстве место для "своего" - Дмитрия Тимофеевича Язова.

Вместо эпилога. Судьбы главных героев этой истории как-то не сложилась. Отсидев "за хулиганство" в советской тюрьме 432 дня, Матиас Руст еще не раз попадал за решетку. В ноябре 1989-го пырнул ножом медсестру, отказавшую ему во взаимности, а в апреле 2001 года предстал перед судом за кражу свитера из универмага.

Дмитрий Язов сполна отблагодарил Горбачева 19 августа 1991 года, войдя в состав ГКЧП. А ведь генсек ему вполне доверял:

- И ты, Дмитрий Тимофеевич?! - И я, Михаил Сергеевич! - Не ожидал... - Сюрприз!

Самого Горбачева очень многие считают предателем и в прямом, и в переносном значении этого слова. Зато со Сталиным у него - и впрямь ничего общего. Один после армейской чистки выиграл войну, второй - проиграл государство.

Легендарным самолетом Руста теперь владеет богатый японский бизнесмен. Он держит его взаперти, в ангаре, надеясь, что со временем стоимость раритета вырастет до небес.

А на Красной площади, говорят, с тех пор наглухо задраивают все канализационные люки. Не дай Бог всплывет подводная лодка...

 

 

Автор Михаил Синельников-Оришак
Михаил Синельников-Оришак — бывший обозреватель Правды.Ру
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить