Леонид Радзиховский: у оппозиции ничтожные, негодные организаторы

Протестная волна в России, а вернее в столицах, сошла на нет. Лидеры внесистемной оппозиции, возглавившие протест, потеряли аудиторию, что признают и сами. О том, как это произошло, и почему случилось, корреспондент "Правды.Ру" побеседовал с политологом Леонидом Радзиховским.

- Леонид Александрович, почему, на Ваш взгляд, акции оппозиции, ставшие действительно массовыми в конце прошлого года, пришли к тому, с чего, по сути, и начинались в 06-07 годах - несколько сотен человек...

- Я бы не сказал, что несколько сотен, наверное, все-таки, несколько тысяч. Но в чем я согласен - действительно, тот размах, который взяли вначале, сдулся. Это факт. А почему к этому пришли? Ну, в соответствии с законами природы. Всякое движение или расширяется, или сжимается. Стоять на месте оно не может. Поскольку ни одного результата они (лидеры оппозиции - ред.) не добились, поскольку ни одного лозунга, который реально зацеплял бы людей, они предоставить не смогли, поскольку даже минимального продвижения вперед, на миллиметр, у них не получилось, то вполне естественно, что люди стали испытывать большое разочарование.

Кроме того, власть умело выстроила свою тактику. С одной стороны не препятствовала и не разгоняла, - если бы препятствовала и разгоняла, это вызвало бы встречную ненависть, - с другой, по отношению к тем, кто нарушал милицейские инструкции, насилие применялось. Но применялось на, так сказать, легитимной территории. Вот - есть приказ милиции, если вы его выполняете, никаких проблем нет, право на свободу митингов полностью соблюдено, если вы его не выполняете - у вас возникают проблемы. Таким образом, насилие есть, но насилие, не раздражающее большинство митингующих. Насилие, оправданное в пределах легитимного поля.

В результате от митингов и остались те, кто готовы, что к ним применят насилие, для кого вот эта игра в индейцев, борьба с милицией, рассказы друг другу, в каком участке они сидели, какой мент кого хватал, кто как изворачивался - в общем, для кого вся вот эта игра является образом жизни. Понятно, что таких людей очень мало.

Но это не значит, что митинги навсегда закончились. Все на свете идет волнами. Волна поднялась, волна надулась, волна откатилась.

- Как бы Вы определили роль оргокмитета "За честные выборы", который взялся организовать и направить протест?

- У всякого движения есть лидеры, поскольку 100 тысяч человек одновременно говорить не могут. Что касается данных конкретных лидеров, то, конечно, не они собрали митинги. Митинги собрались в значительной мере стихийно, как знак протеста против действий власти, накопившегося раздражения. Раздражение это копилось в интернете и выплеснулось. Организаторы оказались во главе движения случайно, просто потому, что их имена были на слуху.

За эти два месяца они проявили себя полностью ничтожными, ни на что не годными организаторами, удивительно слабыми политиками, никакими PR-щиками, в общем - провалились по всем статьям.

Впрочем, поскольку новых лидеров не возникло ни одного, это означает, что у нас вообще способность к самоорганизации, в том числе к самоорганизации вот этого креативного класса, находится просто на нуле. Если прежние лидеры беспомощны, бездарны, глупы - выдвиньте новых лидеров! Этого не произошло. Пустота.

Это большая проблема, и отнюдь не только тех, кто ходит на митинги. Это проблема всего населения нашей страны, всего нашего общества. Неспособность к самоорганизации. Неспособность выдвигать снизу лидеров, а готовность подчиняться тем, кто себя этими лидерами провозглашает. Кто влез на бочку. Кто палку взял, тот и капрал. А остальные всегда готовы подчиняться - в том числе те люди, которые декларируют, что они свободны, что они сторонники демократии, самоорганизации и так далее.

- Каковы на Ваш взгляд дальнейшие перспективы протестной активности, в частности - насколько реалистична идея провести в мае так называемый "марш миллионов"?

- Никакого "марша миллионов", естественно, не будет. Если вначале собрали 100 тысяч, потом дело дошло до 10 тысяч, и эти 10 тысяч говорят, что в следующий раз выйдут миллионы - это очень странно. Сказать можно что угодно, хоть миллиарды, но откуда они их возьмут?

А дальнейшие перспективы митингов - эта, текущая, волна разбилась. Когда будет новый повод - будет день, будет пища. Почва для недовольства найдется. Нам грозят повышением цен на бензин, повышением тарифов ЖКХ... Сумеют ли лидеры протеста бросить в эту почву семена? Они, или коммунисты, или националисты, или какая-то другая сила? Это уже не митинги "свободу Алексею Козлову". Смогут ли? Увидим.

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить