Путь Ходорковского

Политические послания Ходорковского на волю очень быстро превращаются в манифест либеральной оппозиции, становятся своеобразным руководством к действию. Не стало исключением и его последнее письмо, направленное главреду "Новой газеты" Дмитрию Муратову, в которой экс-олигарх похвалил Путина, рассказал, чего следует ожидать от власти на мартовских выборах, что произойдёт после победы кандидата от "партии власти" и почему оппозиционерам следует запастись терпением, чтобы определиться, чего же они вообще хотят.

Говоря о Путине, Ходорковский совершенно неожиданно воздерживается от резких выражений в адрес российского премьера. И даже более того - симпатизирует ему, отмечая, что тот "в своих статьях и выступлениях озвучивает большое количество разнообразных мыслей по поводу развития страны и государства", многие из которых "являются адекватными, а иногда даже полезными". "Более того, теоретически либеральная оппозиция могла бы согласиться реализовать многое из того, что он проговорил", - пишет Ходорковский, отмечая, что, к сожалению, благие начинания Путина не могут быть реализованы в рамках сложившейся политической системы.

По мнению МБХ, реализации планов Путина мешает политическая конкуренция, под которой Ходорковский, по всей видимости, подразумевает внесистемную оппозицию. Иными словами, Боливар не вынесет двоих. Либо кто-то из них должен исчезнуть с политического пространства, либо оппозиции следует поддержать Путину, дав, таким образом, возможность реализации всех его начинаний.

На сегодняшний же день, считает Ходорковский, Путин "уже пришел к выводу, что основной его опорой могут быть силовые структуры, а также отдельные национальные республики", в результате чего, продолжает Ходорковский, недооценка Путиным потенциала среднего класса, "сделает такой привычный Путину сценарий неэффективным. А он станет удивляться, почему "рассерженные горожане" его не понимают и не принимают", - делает вывод Ходорковский.

Также по теме: Ходорковский и его "тюремные тетради"

К сожалению, находясь в заключении Михаил Борисович не может провести полноценный анализ антипутинских выступлений в декабре 2011 и феврале 2012 года, иначе бы он сделал совершенно очевидный вывод, что класс "рассерженных горожан" проживает преимущественно в столице России. В регионах же, даже потенциальные противники Путина к идеалам "норковой" революции относятся с явным сомнением.

В общем, единственным вариантом изменения политического устройства страны в этой ситуации, является "оранжевая" революция. Единственным отличием от классического украинского сценария является лишь отсутствие у оппозиции сильного кандидата, который и должен составить конкуренцию Путину во втором туре. И это, похоже, самая главная проблема.

С одной стороны, Ходорковский ставит перед своими союзниками задачу "добиться проведения второго тура". С другой, не очень понимает, кому из действующих претендентов на президентский пост отдать предпочтение.

"Для меня Григорий Явлинский был бы хорошим символом. Остальные кандидаты должны продемонстрировать за оставшееся время, символами какого пути они являются. И Прохоров, и Миронов, и Зюганов", - пишет он. Но Явлинский, помимо того, что уже вылетел из кандидатской обоймы, вряд ли смог претендовать на роль компромиссной фигуры - уж слишком строптив, склонен к соглашательству с властью и известен своей непримиримой позицией к другим участникам оппозиционного сообщества.

Что касается трёх оставшихся, то, как показал митинг 4 февраля, они отказались следовать в фарватере "несогласных", и, демонстрируя лояльность к протестующим, предлагают последним следовать за ними, а не за горсткой самозваных лидеров вроде Немцова или Касьянова.

Похоже, что Ходорковский прекрасно понимает, что мартовские выборы не станут часом Икс, а потому строит дальнейшие планы на перспективу. Предполагает, что "к осени 2012 года, самое позднее - к весне 2013 года, власть перейдет к привычному механизму заливания пожаров деньгами и точечных репрессий против оппозиции", и "такая неустойчивая ситуация может продержаться и год, и два, пока неожиданный кризис не положит ей конец".

То есть, грубо говоря, предлагает оппозиционерам подождать ещё 2-3 года, в течение которых продолжать протестную деятельность, выступая за проведение досрочных парламентских выборов, сопротивляться предлагаемым властью изменениям в избирательное законодательство и т.д.

"Важно - показать, куда мы хотим идти, поскольку главное будет после выборов", - заявляет Ходорковский, оставляя своих сторонников в полном недоумении. "Кто-нибудь, из зовущих к победе, может указать, чего ж мы, в конечном итоге, хотим, после снятия Путина с трона?" - спрашивает, в частности, слушатель "Эха Москвы" Владимир Харин.

Также по теме: Наварить на Ходороквском

Впрочем, основная масса "рассерженных горожан" в столь далёкие перспективы заглядывать не решается, наслаждаясь кайфом протеста сегодняшнего дня: придумать забавный слоган к митингу, поучаствовать в митинге, обсудить итоги митинга и начать готовиться к следующему. Вот, пожалуй, и всё, на что готов идти современный сторонник демократизации по западному образцу.

По сути дела, многих из тех, кто выходил на Болотную и Сахарова, в их жизни всё устраивает за исключением отсутствия возможности участия в политическом ток-шоу. У людей разные потребности. Кто-то тащится от Comedy club, кто-то ходит проораться на футбол, ну а кому-то доставляет удовольствие участие в митингах протеста. Для них, за исключением отдельных апологетов революции, это всего лишь стиль жизни. И более того.

Автор Лев Правдин
*
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить