Петр Ермилин. Доренко не вышел в эфир. Ну и что?

Собственно говоря, с подачи обиженных бывших олигархов на Западе вновь начинается истерическая кампания вокруг "священной коровы" — "свободы слова". Вот только о ней ли в данной ситуации идет речь?

Еще в субботу со ссылкой на генерального директора ОРТ Константина Эрнста информационные агентства сообщили: авторская передача Доренко снята с эфира, поскольку последний отказался не комментировать ситуацию вокруг передачи пакета акций Березовским в трастовое управление приближенным к нему лиц. За прошедшее время ни Доренко, ни кто-либо иной данную аргументацию не опровергли, говорили об одном — "об удушении свободы слова". Впрочем, Борис Березовский, помимо этого, заявил в интервью "Эху Москвы" Гусинского, что по его убеждению, решение об отстранении Доренко принимал не Эрнст, а либо сам Путин, либо кто-то из его ближайшего окружения, намекая как всегда на Волошина. О том же говорил в интервью НТВ того же Гусинского и автор скандальной передачи. Но - отметим еще раз - заявление Эрнста никто не опровергал.

О чем же речь? На наш взгляд: о правилах игры. Сообщало ли ОРТ точку зрения на ситуацию с акциями, подконтрольными Березовскому, главного акционера телеканала — государства? Говорило ли ОРТ с подачи государства, снимая программу с эфира, о проплаченности передачи Доренко его патроном, хозяином автомобильной пирамиды? Было ли этичным с этой точки зрения тому же Доренко, которому Березовский передал в траст небольшой пакет акций телекомпании, обсуждать на ее эфирной волне внутренние дела фирмы? И вот еще: отстранили бы, скажем, такие телекомпании как Си-эн-эн, Би-би-си, Ай-ти-эн и т.д. от эфира телеведущего, являющегося их мелким акционером, если бы он захотел обсуждать в эфире дела этих фирм?

Кажется, ответы на все эти вопросы однозначны. И, как представляется, свобода слова не имеет к ним никакого отношения. Тогда почему же именно о ее ущемлении в России с подачи Березовского вновь заговорили на Западе и в западноориентированных СМИ России? Хотя правильнее было бы поменять "выступающих за демократию" местами. На Западе начали говорить об этом именно с подачи ориентированных на Запад СМИ. Скорее всего, вопрос заключается в нынешней политике Кремля. Как во внутренней, так и в усиливающейся международной. Выгодно ли странам "большой семерки", вынужденных ранее по своим обязательствам впустить в свой круг Россию, ее усиление? Выгодно ли им терять обретенные после катастрофы Советского Союза зоны влияния? Безусловно, нет. Значит, самым правильным с их стороны решением должно быть давить на Россию по всем флангам. И в первую очередь — в тылу.

Если Березовский думает, что сейчас он ведет свою собственную игру, то он глубоко в этом ошибается, поскольку с тех пор, как он перестал влиять на политику Кремля, он оказался марионеткой в других руках. И дело совсем не в акциях телекомпании. Они, если не являются контрольными, как известно, бумажки. Тем более, что бывший депутат совсем не похож на Дарта (а акции ОРТ — не акции России). С этой точки зрения еще более ничтожна проблема с телепередачей Доренко. В чем здесь по большому счету ущемление свободы слова? В том, что Доренко не получит своего гонорара, который якобы должна выплатить ему телекомпания за обливание грязью своего основного акционера? Так ведь такой материал ни одна телекомпания в эфир не пустит. Да что там телекомпания — ни в одной стенгазете не потерпят такого материала. Ну на самом деле, слышал ли кто-нибудь когда-нибудь критику Гусинского со стороны принадлежащих ему СМИ? Березовского — со стороны принадлежащих ему? Тернера со стороны Си-эн-эн?

В данном случае речь идет именно о такой свободе. И если во всех перечисленных СМИ появится резкая критика их владельцев, а "Вашингтон пост" решится критиковать по-крупному республиканцев или "Нью-Йорк таймс" — демократов, то, видимо, имеет смысл считать, что в мире что-то изменилось. Ну а если такого не происходит, то о чем же речь?

О том, что Березовского вернуть к уху президента? Или о том, чтобы России отказаться от участия в ближневосточном урегулировании, убрать свои войска из Таджикистана, отдать Курильские острова, наконец, заткнуться Минобороны о действительной причине гибели "Курска"? Хотя вполне вероятно, что речь идет и о солидарности журналистского цеха по поводу выплаты Сергею Доренко гонорара, на который он рассчитывал после отпуска. За время отдыха у многих кошельки становятся тощими…

Автор Петр Ермилин
Петр Ермилин — журналист, редактор "Правды.Ру"
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить