Стефан Бранисавлевич: Македонию может легко постичь судьба Кипра. А в Югославии Руководители ДОСа узаконивают действия албанских партизан

Весенняя активизация албанских экстремистов давно стала традиционной увертюрой к американской экспансии на Балканах. На этот раз жертвой оказалась Македония, которую балканские демократические СМИ долго и необоснованно называли "оазисом мира". Эскалация этнических столкновений в "оазисе мира и терпимости" готовилась без малого десять лет - от провозглашения независимости в 1991 году, когда в Скопье повсюду лилось шампанское. Шампанское уже давно выпито, а амбиции албанского меньшинства резко выросли, особенно после того, как стало ясно, что албанцы в Македонии могут рассчитывать на поддержку со стороны НАТО.

Никогда не удовлетворенные своим статусом, экономическим благосостоянием и возможностью обучаться в начальных и средних школах на родном языке, - албанцы пустились в вооруженную борьбу с целью кардинально изменить македонскую конституцию. За заявлениями об «угрозе мирному албанскому существованию» стоят территориальные претензии, стремление отдельно выделить территорию западнее реки Вардар (чтобы впоследствии объединить с Албанией – прим. перев.), где албанское население составляет компактную целостность.

Трудно согласиться с требованиями албанцев признать их «главенствующей нацией государства» (наравне с македонцами), когда известно, какие права гарантирует албанское государство неалбанскому населению. Достаточно также видеть уровень жизни албанцев на их родине и в соседних балканских странах, чтобы заключить, что живут они ничуть не хуже остальных граждан Греции, Македонии и СРЮ, и намного лучше, нежели этнические меньшинства в самой Албании.

По официальным данным, албанцы составляют около 25% населения в самой южной из бывших югославских республик, и расселены в основном в западной части страны. Однако желая показать, что их протесты обоснованны, и как-то оправдать творимые беспорядки, албанские лидеры в Македонии подчеркивают, что албанцы составляют не менее 40% населения. Ибо если почти половина населения - албанцы, значит, им необходимо придать статус государствообразующего народа…

Албанцы не решились бы на военную акцию на юге Сербии и севере Македонии, не дай им американская дипломатия зеленый свет

Во всем этом споре важны ни цифры и ни что думает та или другая сторона, а то, каким образом разрешат ситуацию западные арбитры, исходя из собственных геополитических и военно-стратегических интересов. С самого начала вооруженного конфликта в Скопье спешно прибывают члены ЕС, чтобы совместными усилиями "уменьшить напряженность" и настойчиво повторяют, что "признают территориальные суверенитет и целостность Македонии и речь никоим образом не идет о создании албанской республики".

Не удивительно, однако, если западные политики в который раз в истории нарушат свое слово. Всем ведь ясно: албанцы ни за что не решились бы на военную акцию на юге Сербии и севере Македонии, не получи они одобрения с вышестоящих инстанций, не дай им американская дипломатия зеленый свет. Нет ни малейшей опасности того, что этот хорошо продуманный шаг поставит под угрозу нынешний статус Косово и Метохии. НАТО же имеет возможность еще раз сыграть свою излюбленную роль "посредника" и "миротворца", в то время как партизаны "Великой Албании" осуществляют террор над неалбанцами под формой "борьбы за гражданские права".

Уже в конце марта из Тетово эвакуировано около 3,500 тыс. граждан, в основном женщины и дети. Этот город, расположенный на склонах Шары, - один из опорных пунктов албанцев в Македонии. Здесь находится штаб входящей в "партию власти" ДПА (Демократической партии албанцев), а также оппозиционной албанской ПДП (Партии демократического прогресса). Несколько лет назад македонская полиция должна была разгонять демонстрантов, протестующих против того, что официальные власти в Скопье не признают нелегальный университет на албанском. Сейчас времена изменились. Как и в Косово и Метохии, где почва для отделения края готовилась десятилетиями, - в Македонии албанцы тоже постепенно утверждали свои позиции в обществе, чтобы в нужный момент взяться за оружие…

На второй стадии развития конфликта Македонию подведут к политическим переговорам как «компромиссному решению»

В соответствии с логикой НАТО, с одной стороны в Македонии находятся "экстремисты", схоронившиеся в лесах, а с другой - "умеренные" албанские партии, с которыми ВМРО-ДПМНЕ (лидирующая партия в стране: Внутренняя македонская революционная организация - Демократическая партия македонского национального единства – прим.перев.) сформировало правящую коалицию только два с лишним года назад.

Западный политический "истеблишмент" в данный момент поддерживает военные меры, предпринимаемые македонцами в ответ на албанскую партизанскую войну, которую время от времени удается вытеснить за пределы страны. В то же время мировые ТВ-службы все чаще подчеркивают "оправданность" албанского протеста, выдвигая на первый план данные о представительстве македонцев и албанцев в местной полиции и армии, где первые составляют 93,9%, а вторые - 3,1%. По мнению большинства западных журналистов, албанцы вполне справедливо возмущены тем, что их представители отсутствуют в государственных органах и македонские власти не хотят ввести албанский в качестве второго государственного языка (в действительности это привело бы к полной изоляции албанского меньшинства и неминуемому расколу страны).

Подобная "несогласованность" между западными политиками, осуждающими албанскую военную акцию, и их СМИ, которые находят различные, часто бессмысленные ее оправдания, - определяет, возможно, тенденцию дальнейшего развития ситуации в самой южной из бывших югославских республик. Эффективно покончить с албанской партизанской войной македонцам, судя по всему, не удастся «благодаря» определенным силам, извлекающим выгоду из нестабильности на Балканах, и на второй стадии Македонию подведут к политическим переговорам как "компромиссному решению"…

Вместо того чтобы работать на единство и кооперацию православных балканских народов, взращивались взаимное недоверие и подозрения

В ходе Первой и Второй балканских войн 1912-13 гг. Македония была постоянной ареной столкновений между Грецией, Болгарией, Сербией, Черногорией и Турцией. Отсталая Вардарская Македония в составе Сербии вошла в Королевство сербов, хорватов и словенцев, а затем уже как отдельная республика – в состав образованной СФРЮ. Две предшествующие Югославии со временем распались, албанское же влияние в Македонии заметно окрепло.

Выходя из состава СФРЮ из-за мнимой сербской гегемонии и «сербского национализма», македонцы своими действиями играли на руку албанским планам. Вместо того чтобы работать на единство и кооперацию православных балканских народов (среди верующих македонцев абсолютное большинство православных – прим. перев.), взращивались взаимное недоверие и подозрения, которые Запад будет еще долго эксплуатировать через своих местных «любимцев» - албанцев и турок.

Македонию же может легко постичь судьба Кипра. Вспомним, как препятствовала Великобритания законному объединению греков-киприотов, составлявших около 80% населения Кипра и длительное время находившихся под британским владычеством, со своей исторической родиной.

Ряд статей новой конституции «независимой республики», написанной под негласным патронажем Великобритании, искусственно разделял и противопоставлял друг другу греков-киприотов и кипрских турок. НАТО спровоцировало вооруженные столкновения между ними, позволив турецкому контингенту высадиться в северо-восточной части острова. (Под предлогом защиты кипрских турок в июле 1974 года на Кипр высадились турецкие войска и установили контроль над почти 40% территории, а чуть позже было провозглашено "федеративное турецкое государство Республики Кипр" - прим. перев.)

На закате своей мощи колониальная Британия лукаво устанавливала территориальные границы - заключала в них народы, которые ненавидят друг друга, увеличивая непросвещенность и поощряя межнациональную рознь и самые реакционные общественные течения. Время викторианской Британии давно прошло, прежняя метрополия сама стала колонией своей бывшей колонии (США – С.С.), однако у деятелей «нового мирового порядка» нет причин отказываться от успешной доктрины. И чем более политически нестабильна ситуация на Балканах, тем больше оснований для присутствия в регионе «миротворческих сил»…

Руководители ДОСа в Югославии узаконивают действия албанских партизан, борясь с ними как с легальной оппозицией

Вместо того чтобы из обострившегося кризиса на севере Македонии и юге Сербии сделать надлежащие выводы, руководители ДОСа в Югославии пытаются переговорами решить проблему албанских террористов, которые тем временем через "защищенную" войсками НАТО зону вторгаются в Прешевскую долину, уничтожают и берут в заложники неалбанское население. Один из участников переговорного процесса, бывший в прошлом главой Белграда от СПС Небойша Чович (ныне вице-премьер Сербии от ДОС - С.С.) узаконивает действия партизан, борясь с албанской агрессией как с легальной оппозицией, ненасильственными методами. И это не отдельная позиция, а официальная политика армии и государства.

Вот что заявляет еще один политический "трансформатор", полковник Драган Вукшич:

"Вооруженные силы СРЮ должны быть поставлены под гражданский контроль, чтобы в стране могли произойти кардинальные изменения, образовался устойчивый рынок и Запад имел возможность вкладывать капитал в своих интересах. Если мы желаем в будущем достичь благ европейской цивилизации - кредитов, уважения прав человека и всего остального, тогда нужно исправно играть ту музыку, ноты которой идут из Европы. Сами по себе мы "черная дыра", невозможно, чтобы все ошибались, а мы одни были правы… И Польша, и Чехия, и Венгрия прошли тот путь, когда их вооруженные силы были поставлены под полный гражданский контроль, дабы появились стабильные государства".

"Нам не пришлось бы оказаться в конфликте с НАТО, если бы с самого начала мы имели конструктивную позицию вместо враждебной по отношению к военному альянсу, который не щадя никого прокладывает дорогу победной идеологии капитализма... Только реформированное на указанный манер Войско Югославии может стать опорой подлинных политических и экономических изменений и войти в партнерские отношения", - продолжает Вукшич.

По Вукшичу, сотрудничество с Россией не в сербских интересах: "Прежняя роль России на Балканах и наши взаимоотношения с ней более чем спорные. Я не раз повторял в публичных выступлениях: "Русские, не надо больше нас защищать или представлять наши интересы, ибо так мы наверняка пропадем". Россия оказала очень негативное влияние на нашу судьбу, особенно ее военное командование".

Не следует, однако, забывать, что вышеупомянутый оратор предательски покинул тонущий корабль только в июле 1999 года (тогда Вукшич потребовал отставки руководства СРЮ и подал рапорт об увольнении - С.С.)…

В том случае, если сербскую армию будут возглавлять люди, подобные полковнику Вукшичу, не станет неожиданностью то, что солдаты и офицеры СРЮ будут служить в составе "международного" контингента в местах, откуда не возвращаются - таких как Восточный Тимор или Сьерра-Лионе. При этом югославским военным нельзя будет даже заглянуть в Косово или Рашку. Зато тем самым мы приобретем условия для получения желанных кредитов и станем неотъемлемой частью "современного цивилизованного мира". Компанию же нам составят третьеразрядные страны-лилипуты типа Непала и Иордании...

Перевод с сербского Сергея Стефанова

( Стефан Бранисавлевич – сербский публицист, редактор аналитического интернет-журнала «Коментар» )

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить