Бюджетные ссуды спасут регионы

Вопросы, связанные с погашением долгов по заработной плате работникам бюджетной сферы сегодня одно из главных направлений работы Совета Федерации. В России по статистике 18 млн. бюджетников, и оплата труда этих работников находится на крайне низком уровне.

Увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы стало начальным этапом реализации социальной реформы, так нужной обществу. Но справиться с финансированием связанных с этим затрат регионы самостоятельно не смогли. 75 субъектов РФ более 40% бюджетных средств тратят на выплату заработной платы, а в ряде регионов эта цифра достигает 80%. Безусловно, это отражается на выполнении социальных программ.

В январе Министерство финансов, с целью хоть отчасти решить общую для всей страны проблему, в качестве авансовых трансфертов направило в регионы 1,6 млрд. рублей и выдало 1,4 млрд. рублей бюджетных ссуд. В марте Минфин планирует увеличить квоту трансфертов и бюджетных ссуд, однако ситуация по-прежнему остается непростой. В 65 субъектах РФ сохраняется кредиторская задолженность по заработной плате бюджетникам. По оценкам экспертов, до конца 2002 года на эти цели из федерального бюджета нужно будет ассигновать не менее 27 млрд. рублей. Проблема поиска дополнительных бюджетных ресурсов сегодня активно обсуждается в Федеральном Собрании.

По информации сенатора Валентина Межевича, в Комитете по бюджету верхней палаты парламента ведется работа над законопроектом, который позволил бы найти дополнительные бюджетные возможности для оказания финансовой помощи бюджетам регионов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы.

Обсуждается несколько подходов к решению этой задачи.

Первый – самый простой – предоставить Правительству право оказывать дополнительную финансовую помощь регионам за счет уменьшения объема средств, направляемых в финансовый резерв. Как известно, он формируется, в соответствии с законом о бюджете, для выплаты внешнего долга в 2003 году. Но, как считает Валентин Межевич, такое решение не поддержит Минфин. Специалисту виден невооруженным глазом риск от сокращения финансового резерва. Это может привести к непредсказуемым макроэкономическим изменениям: неконтролируемой инфляции, резким ухудшениям возможностей следующего финансового года.

Есть и другие предложения. В частности, рассматривается возможность направлять в региональные бюджеты все дополнительные доходы федерального бюджета, выявленные налоговыми органами в ходе проверок. В том числе, и те, которые будут определены как использованные не по целевому назначению. Но в этом случае довольно сложно спрогнозировать, какая сумма будет получена в федеральный бюджет и хватит ли этих денег на погашение долгов перед бюджетниками.

Рассматривается и возможность поиска резерва внутри утвержденного бюджета, однако вероятность этого весьма призрачна: все статьи утверждены, под них заключены договоры и соглашения, и никто не согласится ломать выстроенную схему федерального бюджета.

Так или иначе, рассматриваются все три варианта решения проблемы, все они должны быть тщательно проанализированы. Возможно, будет найден комплексный вариант. Валентин Межевич считает, что должны быть использованы все, даже самые минимальные возможности, а для этого необходим комплексный подход к решению задачи поиска дополнительных средств.

24 апреля, по итогам первого квартала, в Совете Федерации предполагается заслушать по этому вопросу Председателя Правительства Михаила Касьянова. Кроме того, на последнем заседании сенаторы приняли Постановление, обратившись в Счетную палату с просьбой провести свой анализ ситуации с выплатой проиндексированной заработной платы и внести свои предложения по исправлению ситуации.

А на данном этапе, пока не принято единое решение по проблеме, отмечает Валентин Межевич, бюджетные ссуды - единственно правильный тактический ход. Региональным властям, конечно, непросто ежемесячно доказывать необходимость дополнительного финансирования и отчитываться за каждую потраченную копейку, но все должны понимать: повышение зарплаты работникам бюджетной сферы - это сфера общей ответственности всех ветвей власти. Ситуация не разрешится к концу апреля, и задача исполнительной региональной власти – ежемесячно доказывать необходимость выдачи бюджетных ссуд, а для законодателей, представляющих в Федеральном Собрании интересы региона, главное – обеспечить нормальное политическое поле, отстаивая в федеральных структурах интересы своей территории.

«Непростая ситуация, сложившаяся в 2002 году, надеюсь, послужит к тому, чтобудет, наконец, пересмотрена схема построения вертикали бюджета, - считает Валентин Межевич. – Наиболее приемлемая в нынешних условиях схема, продиктованная самой жизнью – это разработанные, с учетом климатических условий и других особенностей регионов, социальные нормативы на все виды бюджетных затрат, направленных на поддержание жизнедеятельности и обеспечение государственных функций. И уже на основании этих незыблемых нормативов затратной части бюджета можно выводить процент отчислений. Схема 50 на 50 или любая другая, предусматривающая жесткое разделение «региональный бюджет - федеральный бюджет», не работает. И надеюсь, вывод о новом построении бюджетных отношений подскажет сама ситуация 2002 года.»

Справка:

Межевич Валентин Ефимович - профессиональный энергетик, кандидат наук, с 1991 по 1997 год – зам. генерального директора АО «Иркутскэнерго», с 1997 по 2001 год – заместитель губернатора Иркутской области по экономике. 15 марта 2001 года избран представителем Иркутской области в Совете Федерации, входит в состав Комитета СФ по экономической политике и в комиссию по естественным монополиям. Ранее входил в состав комитета по бюджету и налоговой политике.

"ПРАВДА.Ру"

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить