Собянин изменил идеологию

21 октября исполняется ровно год, как в столице официально вступил в должность новый мэр. Не юбилей, конечно, зато повод для подведения промежуточных итогов. Сергей Собянин сделал это дважды - в среду перед депутатами в Мосгордуме, а в четверг перед журналистами на специальной пресс-конференции.

Итак, главное, что удалось - "изменить идеологию развития". По мнению градоначальника, Москва из города "для чиновников и получения сверхприбылей" постепенно превращается в город для людей. Собянин, к примеру, уверен: дальше загромождать Москву новыми офисами и торговыми центрами - безответственно, поэтому из 1,3 тысячи заключенных ранее строительных инвестконтрактов уже пересмотрено почти половина и принято решение о расторжении 200 контрактов общей стоимостью 35 миллиардов долларов.

Речь шла о сооружении более семи миллионов квадратных метров торгово-офисных площадей, уточнил мэр, без которых вполне можно обойтись. Тем более, что "воткнуть" их планировалось в центр, где и без того тесно. Кроме того, Москву более не предполагается "обставлять" небоскребами: "Пока я мэр, я сделаю все возможное для того, чтобы этого не происходило, - категорично пообещал Сергей Семенович. - От количества этажей очередь на жилье не уменьшается. В принципе так можно застраивать Москву, но потом мы все сбежим из этого города".

Пока же бежать из Белокаменной никто особо-то не собирается, наоборот. По данным Собянина 30% россиян хотели бы сюда приехать. И не только россиян - с этим тоже надо, в прямом смысле слова, считаться. "Жизнь расставила свои приоритеты, сколько нужно Москве мигрантов, - уточнил мэр на пресс-конференции в четверг. - Это 200 тысяч человек". Всех остальных можно смело записывать в "нелегалы" в отношении которых нужно проводить "жесткую миграционную политику" и "мы научимся регулировать этот процесс".

Здесь не поспоришь, особенно с учетом двух основных претензий коренных жителей к приезжим: гастарбайтеры ухудшают криминогенную ситуацию и отнимают рабочие места у населения. По поводу первой Собянин успокоил: "За девять месяцев текущего года в столице зарегистрировано 129 тысяч преступлений - это на 8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года".

Что же касается второй, тут и вовсе все обстоит радужно. "У нас практически нет безработицы", - обрадовал Сергей Семенович. Кончено, скептики поспешат возразить, но опровергнуть их не так-то и сложно. Достаточно прикинуть количество объявлений в столице, начинающихся со слова "требуются". Другой вопрос, что далеко не везде труд адекватно оплачивается, но то уже отдельная история.

Кстати об объявлениях, вернее о рекламе вообще. За последние 365 дней, Первопрестольную удалось очистить от 50 тысяч квадратных метров различных "перетяжек", билбордов, афиш и прочая, и прочая, и прочая, закрывавших ее старинный облик, да еще и не приносивший никаких доходов в казну. "В Москве стало как будто свободнее, мы увидели фасады исторических зданий, которые годами были закрыты", - сказал Собянин.

Допустив оговорку "стало свободнее", хотя и по другому поводу, мэр сразу подставил себя под шквал критики. Ведь определение "город-пробка" для российской столицы потеряет свою актуальность еще не скоро.

"Я считаю, что первые результаты борьбы с пробками мы должны увидеть через два-три года, а значительного улучшения ситуации - в течение пяти лет", - дал свой прогноз главный столичный начальник. А все потому, что слишком уж тяжкое наследие досталось - неправильная градостроительная политика, чрезмерная площадь застройки, ситуация, когда в центре находится две трети рабочих мест, а жилые районы располагаются на окраинах.

Мэр напомнил, что по плотности застройки Москва - лидер среди европейских столиц, а по дорогам в разы уступает им. Однако не стоит "изобретать велосипед": избавляться от уличного "застоя" надо, прежде всего, развивая общественный транспорт.

Впервые за последнее время городское правительство планирует прервать дурную бесконечность и не повышать цены на метро, троллейбусы и автобусы, а также дать последним (в скоростном смысле тоже) "зеленый свет", выделив специальные полосы.

Правозащитники уже пообещали Собянину протестные неприятности от автолюбителей, но мэр непреклонен: столько дорог, сколько хотят автомобилисты, построить все-равно нельзя, и все мегаполисы мира пошли по пути развития общественного транспорта. Именно ему отдается приоритет, а для легковых автомобилей вводятся ограничения.

"Выделенная полоса - это всегда компромисс между интересами водителей, пассажиров автобусов-троллейбусов и граждан, которые используют правую полосу для парковки автомобилей. Но практический результат от создания выделенных полос очевиден уже сейчас. Скорость движения по ним возрастает на 20-40%, тысячи пассажиров реально экономят свое время", - подчеркнул Собянин.

Легкость передвижения сейчас особенно актуальна, принимая во внимание, что Москва прирастает дополнительными землями. Собянин на пресс-конференции подтвердил - после присоединения новых территорий будет создан столичный федеральный округ, который станет девятым федеральным округом в России. В него войдут нынешняя Москва и 160 тысяч гектаров Подмосковья, в том числе 22 муниципальных образования, в числе которых Видное, Щербинка, Коммунарка, Троицк и Внуково. Но на должности Сергея Семеновича это ни как не отразится - он по-прежнему будет зваться мэром и надеется, что будет зваться им долго: "Честно слово, не хотел бы менять место работы и надеюсь, что так оно и будет".

Основания для такого высказывания у Собянина есть. Например, по результатам недавнего исследования, проведенного Фондом "Общественное мнение", лишь каждый пятый из опрошенных москвичей полагает, что было бы лучше, если бы на посту остался прежний градоначальник.