Собянин изменил идеологию

21 октября исполняется ровно год, как в столице официально вступил в должность новый мэр. Не юбилей, конечно, зато повод для подведения промежуточных итогов. Сергей Собянин сделал это дважды - в среду перед депутатами в Мосгордуме, а в четверг перед журналистами на специальной пресс-конференции.

Итак, главное, что удалось - "изменить идеологию развития". По мнению градоначальника, Москва из города "для чиновников и получения сверхприбылей" постепенно превращается в город для людей. Собянин, к примеру, уверен: дальше загромождать Москву новыми офисами и торговыми центрами - безответственно, поэтому из 1,3 тысячи заключенных ранее строительных инвестконтрактов уже пересмотрено почти половина и принято решение о расторжении 200 контрактов общей стоимостью 35 миллиардов долларов.

Речь шла о сооружении более семи миллионов квадратных метров торгово-офисных площадей, уточнил мэр, без которых вполне можно обойтись. Тем более, что "воткнуть" их планировалось в центр, где и без того тесно. Кроме того, Москву более не предполагается "обставлять" небоскребами: "Пока я мэр, я сделаю все возможное для того, чтобы этого не происходило, - категорично пообещал Сергей Семенович. - От количества этажей очередь на жилье не уменьшается. В принципе так можно застраивать Москву, но потом мы все сбежим из этого города".

Пока же бежать из Белокаменной никто особо-то не собирается, наоборот. По данным Собянина 30% россиян хотели бы сюда приехать. И не только россиян - с этим тоже надо, в прямом смысле слова, считаться. "Жизнь расставила свои приоритеты, сколько нужно Москве мигрантов, - уточнил мэр на пресс-конференции в четверг. - Это 200 тысяч человек". Всех остальных можно смело записывать в "нелегалы" в отношении которых нужно проводить "жесткую миграционную политику" и "мы научимся регулировать этот процесс".

Здесь не поспоришь, особенно с учетом двух основных претензий коренных жителей к приезжим: гастарбайтеры ухудшают криминогенную ситуацию и отнимают рабочие места у населения. По поводу первой Собянин успокоил: "За девять месяцев текущего года в столице зарегистрировано 129 тысяч преступлений - это на 8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года".

Что же касается второй, тут и вовсе все обстоит радужно. "У нас практически нет безработицы", - обрадовал Сергей Семенович. Кончено, скептики поспешат возразить, но опровергнуть их не так-то и сложно. Достаточно прикинуть количество объявлений в столице, начинающихся со слова "требуются". Другой вопрос, что далеко не везде труд адекватно оплачивается, но то уже отдельная история.

Кстати об объявлениях, вернее о рекламе вообще. За последние 365 дней, Первопрестольную удалось очистить от 50 тысяч квадратных метров различных "перетяжек", билбордов, афиш и прочая, и прочая, и прочая, закрывавших ее старинный облик, да еще и не приносивший никаких доходов в казну. "В Москве стало как будто свободнее, мы увидели фасады исторических зданий, которые годами были закрыты", - сказал Собянин.

Допустив оговорку "стало свободнее", хотя и по другому поводу, мэр сразу подставил себя под шквал критики. Ведь определение "город-пробка" для российской столицы потеряет свою актуальность еще не скоро.

"Я считаю, что первые результаты борьбы с пробками мы должны увидеть через два-три года, а значительного улучшения ситуации - в течение пяти лет", - дал свой прогноз главный столичный начальник. А все потому, что слишком уж тяжкое наследие досталось - неправильная градостроительная политика, чрезмерная площадь застройки, ситуация, когда в центре находится две трети рабочих мест, а жилые районы располагаются на окраинах.

Мэр напомнил, что по плотности застройки Москва - лидер среди европейских столиц, а по дорогам в разы уступает им. Однако не стоит "изобретать велосипед": избавляться от уличного "застоя" надо, прежде всего, развивая общественный транспорт.

Впервые за последнее время городское правительство планирует прервать дурную бесконечность и не повышать цены на метро, троллейбусы и автобусы, а также дать последним (в скоростном смысле тоже) "зеленый свет", выделив специальные полосы.

Правозащитники уже пообещали Собянину протестные неприятности от автолюбителей, но мэр непреклонен: столько дорог, сколько хотят автомобилисты, построить все-равно нельзя, и все мегаполисы мира пошли по пути развития общественного транспорта. Именно ему отдается приоритет, а для легковых автомобилей вводятся ограничения.

"Выделенная полоса - это всегда компромисс между интересами водителей, пассажиров автобусов-троллейбусов и граждан, которые используют правую полосу для парковки автомобилей. Но практический результат от создания выделенных полос очевиден уже сейчас. Скорость движения по ним возрастает на 20-40%, тысячи пассажиров реально экономят свое время", - подчеркнул Собянин.

Легкость передвижения сейчас особенно актуальна, принимая во внимание, что Москва прирастает дополнительными землями. Собянин на пресс-конференции подтвердил - после присоединения новых территорий будет создан столичный федеральный округ, который станет девятым федеральным округом в России. В него войдут нынешняя Москва и 160 тысяч гектаров Подмосковья, в том числе 22 муниципальных образования, в числе которых Видное, Щербинка, Коммунарка, Троицк и Внуково. Но на должности Сергея Семеновича это ни как не отразится - он по-прежнему будет зваться мэром и надеется, что будет зваться им долго: "Честно слово, не хотел бы менять место работы и надеюсь, что так оно и будет".

Основания для такого высказывания у Собянина есть. Например, по результатам недавнего исследования, проведенного Фондом "Общественное мнение", лишь каждый пятый из опрошенных москвичей полагает, что было бы лучше, если бы на посту остался прежний градоначальник.  

Автор Михаил Синельников-Оришак
Михаил Синельников-Оришак — бывший обозреватель Правды.Ру
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *