"Сдаю квартиру русским" назвали экстремизмом

Прокуратура Калужской области возбудилась по поводу вопиющих фактов разжигания национальной розни, выявленных в средствах массовой информации. Возбудилась настолько, что четверо редакторов получили под роспись предупреждение "о недопустимости занятия экстремистской деятельностью".

Оказывается (далее цитата с официального сайта ведомства): "В ходе прокурорской проверки установлено, что в ряде газет города Калуги размещены рекламные объявления частных лиц следующего содержания: "Сдам квартиру. Русским". Авторы указанных объявлений публично заявляют о своем намерении предоставить жилые помещения по договору найма лицам только определенной национальности, отказывая при этом остальным, тем самым нарушая права человека и гражданина… В свою очередь, редакции газет, разместив указанные объявления, оказали содействие их авторам в осуществлении противоправных деяний путем оказания информационных услуг…".

Итак, за "информационные услуги" редакторы получили по заслугам: еще одно прокурорское предупреждение — и издание можно закрывать. Пока калужские "надзиратели" за соблюдением законности не сообщают, какую ответственность понесут те, кто непосредственно писал: "Сдам квартиру русским".

Хотя по внутренней логике "за осуществление противоправных деяний", скорее всего, светит им 282-я статья УК РФ — "Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, совершенные публично или с использованием средств массовой информации", предусматривающая лишение свободы сроком до пяти лет.

Жестко? А иначе нельзя. Ведь, опять цитирую калужских "законников": "Для России тема экстремизма и его крайнего проявления терроризма является очень актуальной. В связи с этим правоохранительные органы обязаны принимать меры профилактического характера".

Крайнее проявление экстремизма примерно то же самое, что каша масляная с маслом, ибо по-латински extremus и означает крайность, то есть дальше уже некуда. С лингвистической точки зрения, приведенное выше утверждение, мягко говоря, стилистически безграмотное. А уж подводить под объявления "сдаю квартиру русским" тему борьбы чуть ли не с терроризмом столь же умно, как палить из гаубицы по комарам.

Зато что касается улучшения отчетности — сплошной профит: дела идут, контора пишет. Например, следующий пассаж: "Каждый вправе гордиться своей национальностью, это есть проявление патриотизма. В то же время публичное, с помощью средств массовой информации высказанное ограничение для других граждан в зависимости от расы, национальности или отношения к религии является недопустимым и может повлечь негативные последствия".

"Ограниченные" россияне не ведают, что творят, что приближают катастрофу, когда сообщают "выйду замуж за православного" или открывают в Москве "бассейн для мусульманок" (единственное отличие от обычного — отсутствие в определенные часы мужчин). Пора добраться не только до журналистов, но и до свах, а также похоронных агентов, предлагающих специализированные услуги в соответствии с конфесcией покойного — все ради, вновь цитата, "важнейшей задачи по воспитанию толерантности, особенно среди молодежи".

Когда-то, году эдак в 1937-м, школьные тетради разглядывали на просвет с целью обнаружения там гитлеровской символики. И, что самое интересное, свастику находили — ведь кто хорошенько ищет, тот всегда найдет. Трудно сказать, насколько этот реальный случай тогдашней "меры профилактического характера" способствовал разгрому фашизма, но виновные были наказаны по всей строгости закона.

При желании привлечь к ответственности можно кого угодно, хоть Иисуса Христа. "Проще верблюду пролезть через игольное ушко, чем богатому попасть в рай" ("Возбуждение социальной ненависти", согласно УК РФ до двух лет). Или: "Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч" ("Публичный призыв к развязыванию войны", статья 354 УК, до трех лет). А за "могу разрушить храм Божий…" вообще целый букет статьей Уголовного кодекса: от 214-й ("Вандализм") до 280-й ("Призывы к осуществлению экстремистской деятельности").

Можно ли эффективно бороться с одной крайностью посредством другой — вопрос открытый.

Автор Михаил Синельников-Оришак
Михаил Синельников-Оришак — бывший обозреватель Правды.Ру
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить