Грязь для неудачников

Политики — они же как дети, везде грязь найдут. Особенно накануне выборов. Тем более если проиграют. А чтобы не стыдно было смотреть в глаза маме с папой (то бишь спонсорам-избирателям), коим заранее посулили явиться во всем белом, существует "отмазка" на все времена: это не мы испачкались, это нас испачкали. Применили, так сказать, "грязные технологии".

Считается, что сей зловещий "продукт" материализовался в России зимой 1998 года. Во время баталий за кресла Законодательного собрания Санкт-Петербурга "яблочники" нарушили ряд обещаний и договоренностей, данных электорату. Естественно, конкуренты обратили внимание на подобное двурушничество. Однако вместо того, чтобы признать свои ошибки, "раскушенные" либералы заголосили о "грязных технологиях", свалив на "нечистую силу" всю вину за проигрыш.

Удобно, правда? Все равно что, извиняясь за поражение в битве, заявить: мы бы обязательно победили, только сначала нечаянно отдали врагу оружие, а потом он, негодяй, стал из него же пулять. Короче, не виноватые мы.

Тема ристалищ тут весьма кстати. Политика, кто забыл, означает "борьбу множества интересов". Определение восходит к древнегреческим "поли" (множество) и "тикос" — интерес. Борьба, разумеется, происходит не ради самого процесса или спортивного удовольствия, а за один из самых дорогих призов в нашей грешной жизни под названием "власть".

Почему приходится напоминать столь прописные истины? Потому что странно каждый раз перед очередным избирательным мадрестлингом (англ. "борьба в грязи") слышать от соперников: давайте договоримся оставаться чистенькими.

Мадрестлинг — спорт на любителя, несмотря на кажущуюся неразбериху и кучу-малу, там есть определенные правила, за несоблюдение которых либо признают поражение спортсмена, либо вообще снимают его с соревнований. К чему это я? К тому, что в политике тоже существуют определенные законы — писаные и неписаные. И нарушение оных грозит полной дисквалификацией и даже тюремной скамьей. Боишься замараться — не лезь на ринг, силком туда не тягают, а коли уж оказался на лопатках, глупо пенять на то, что поскользнулся в грязи. Ты же заранее знал, куда и зачем идешь… Или кто-кто наивно считает, что путь во власть усеян розами и сопровождается исключительно аплодисментами?

Теперь рассмотрим пресловутую "грязь" поближе, ведь нельзя же ее всю мазать сплошной черной краской. Негативная информация и недостоверная информация — это "две большие разницы". Если у потенциального кандидата куда-либо имеется, например, особняк в Монте-Карло, при декларации в один МРОТ, избиратель не только имеет право, но и обязан знать это. Если особняка нет — пожалуйте в суд за клевету. Если претендент во власть уже ходил, да заблудился, но тем не менее опять собирается стать проводником, ему вряд ли доверят новый поход. Расписываться в собственном банкротстве ох как не хочется. Дешевле объяснить: мол, завалил бы любого, да только та самая грязь помешала.

Глупо отрицать — в любой борьбе найдутся запрещенные приемы, допинги, необъективное судейство, наконец. Боишься связываться, слаб в коленках — не лезь. Повторюсь: вожжами на выборы никого не тянут.

Посиди на трибунах — и останешься чистеньким. Ан нет, у нас все рвутся в чемпионы. На многих клейма уже негде ставить, а они все боятся, что их "испачкают". Боятся-то боятся, но в стороне оставаться не собираются, видимо рассчитывая на собственные правила.

"Мы предлагаем прийти на выборы и испортить бюллетень, чем больше, тем лучше, — рекомендует неутомимый борец Борис Немцов. — Задача минимум — "прохождение" в Думу "Партии против всех".

Умно! Про борьбу уже сказано достаточно, поэтому обращусь к футболу. Я тоже с детства мечтал стать великим форвардом, однако — не срослось. Поэтому задача минимум — обеспечить выход на поле "12-го игрока" (болельщиков). Не хотите подобного "счастья" — немедленно включайте меня в сборную. "С уважением, дата, подпись, отвечайте нам, а то, если вы не отзоветесь, мы напишем в "Спортлото" — цитата Высоцкого весьма подходит для почти любого "избирательного" предложения внесистемной оппозиции. Уж она-то, без сомнения, уверена в своей исключительной "белости" и "пушистости".

…А вообще, все в этом мире относительно. К примеру, бывший президент США Джонсон часто говорил: "Мне нужно, чтобы ни один избиратель не мог подтереться клочком бумаги, где бы ни присутствовало мое изображение". Разбирался же человек в "грязных технологиях"…

Автор Михаил Синельников-Оришак
Михаил Синельников-Оришак — бывший обозреватель Правды.Ру
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить