Смерть Ивана Агафонова: апокалипсис отменяется

В августе по традиции у страны сносит крышу. Все живут в предвкушении какой-нибудь невероятно ужасной дряни, которая должна свалиться на наши головы. Это вообще свойственно русскому человеку - постоянно ждать какой-нибудь дряни. Но в августе это ожидание становится особенно сильным и всепоглощающим.

Мы нетерпеливо вчитываемся в заголовки новостей, пытаясь распознать в них признаки надвигающегося апокалипсиса. И, если этих признаков не обнаруживаем, впадаем в депрессию и уныние - как обманутые дети, которым в темном коридоре обещали страшного бабайку, а страшного бабайки не оказалось.

И, точно так же, как дети, разочаровавшись в своих апокалиптических ожиданиях, мы придумываем апокалипсис сами. Если в коридоре нет бабайки, значит, город заняли фашисты. А в комнату проникли марсиане. И тогда заголовки новостей, которые раньше могли показаться нейтральными, обретают многообещающий и зловещий смысл.

Спортсмен из Дагестана ударил молодого человека из приличной семьи возле ночного клуба. Молодой человек по трагическому стечению обстоятельств умер. Чудовищная, ужасная в своей нелепости, но совершенно бытовая и, к сожалению, обыденная трагедия. Но - не в Москве и не в августе. В Москве в августе все обретает другой смысл.

И вот блоги и форумы полнятся истеричными воплями по поводу "новой Манежки". Ключевые слова - не "погиб человек", а "Дагестан", "суд", "отпустили под залог". Прозвучит чудовищно, но это, к сожалению, факт: всем наплевать на судьбу русского мальчика (сколько народу пришло на похороны?), всем интересна судьба дагестанского спортсмена.

Читайте также: Из "Гаража" на "Манежку"?

Интересна - в плохом, естественно, смысле слова. И всем интересно, чтобы его выпустили, а еще лучше - каким-нибудь загадочным образом мгновенно оправдали - нужен же апокалипсис, нужна Манежка. Но Мосгорсуд эту надежду убивает, молниеносно отменяя решение нижестоящей инстанции. Повода для апокалипсиса нет. Но еще не все потеряно.

И неуравновешенные сетевые издания вновь возбуждены: в Казани изнасилована и убита 18-летняя студентка. Кавказцы?! Манежка! Всем наплевать, что ни в одном сообщении правоохранительных органов не упоминается национальность возможных преступников. Более того, никто, к сожалению, пока понятия не имеет, кто совершил это чудовищное преступление. Но заметка висит на первых страницах. Судьба девочки опять же никого не интересует. Ключевое слово в заголовках - "кавказцы". Впрочем, экзальтированная интернет-общественность не возбуждается.

Но в Москве и в августе уже назначенная тема апокалипсиса не может просто так сойти со страниц. И знаковый - накануне столетия обеих команд - матч "Спартак" - ЦСКА в Лужниках в предстоящее воскресенье загадочным образом увязывается с проблемой межнациональных взаимоотношений. В какую-то невероятную смыслово-географическо-этническо-политическую мешанину увязываются стадион "Лужники",  где матч, Комсомольский проспект, который рядом, полковник Буданов, который был убит на Комсомольском проспекте, дагестанский борец, который убил русского парня, - пусть не здесь, но дагестанский же, фанаты "Спартака" и ЦСКА, и ненависть, ненависть, ненависть - к себе, к кавказцам, друг к другу.

Москва. Август. Все ждут апокалипсиса. Все соскучились по "великим" событиям. Не все, а только те, кому они зачем-то нужны. Таких - 0,000000000001 процента. Но именно они так загаживают Сеть своими истерическими воплями, что кажется: вот-вот что-то должно случиться. Какой-никакой более-менее серьезный апокалипсис. Август же.

Ничего не случится. Первого сентября детей в школу вести - вот это серьезно. А все остальное - информационный мусор, не заслуживающий внимания. Апокалипсис отменяется.

Автор Дмитрий Лукин
Дмитрий Лукин — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру.
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *