Кто доплатит дольщикам?

В Москве обманутые дольщики провели очередную акцию протеста. Митинг был согласован и проходил у гостиницы Украина, однако порядка 50 человек собравшихся решили идти к Дому правительства, а шесть человек, в том числе координатор движения "Однодольщики" Игорь Гульев, спустили на воду Москвы-реки лодку и объявили, что будут голодать, оставаясь в ней, пока не добьются встречи с Владимиром Путиным.

Такого рода акции сам Игорь Гульев называет "активными формами протеста". Так, 19 февраля 2011 года несколько десятков автомобилей членов движения "Однодольщики" перекрыли движение по улице Знаменка у здания Минобороны. "Таким образом мы пытались поздравить Министерство обороны с наступающим праздником, чтобы там хоть иногда вспоминали о дольщиках", — прокомментировал акцию Гульев.

На вопрос корреспондента радио "Свобода": "Это правда, что ваше перекрытие дороги на Знаменке привело к параличу движения в центре?" — Гульев отеветил: "Да, это правда. Сотрудники милиции долго не могли до нас добраться, некоторые даже сначала пробирались пешком. Образовалась такая большая пробка".

Минобороны стало объектом протеста в связи с тем, что в свое время выступило заказчиком строительства ряда домов, хоть работы и велись на долевой основе. В связи с этим действия "Однодольшиков" вызывают неоднозначную реакцию даже у слушателей "Свободы". В комментариях под словами Гульева посетители сайта пишут: "Бред какой-то! Что, Минобороны у дольщиков деньги брало? Странные люди: профукали деньги, а Путин, Медведев, Минобороны виноваты".

Этот аспект проблемы один из самых сложных во всей истории. Дольщики требуют решения проблемы от президента, правительства, Минобороны, при том, что ранее самостоятельно вложили свои деньги в коммерческое предприятие (долевое строительство), которое прогорело. В случае с откровенно мошенническими схемами, когда ушлые "предприниматели" собирали с людей деньги и исчезали, вс проще — здесь налицо состав преступления. Но в данном случае речь идет о недострое. Дома дольщиков частично готовы, нет денег для завершения строительства. То есть застройщик — банкрот.

Однако недавно принятые поправки в закон о банкротстве также не устраивают дольщиков. "Эти поправки не оставляют никаких надежд людям, что их объекты будут когда-либо достроены. Суть поправок к закону сводится к тому, что для завершения процедуры банкротства люди теперь должны создать ЖСК и достраивать свои долгострои самостоятельно, то есть фактически за свой счет", — прокомментировал в субботу ситуацию координатор движения "Однодольщики" Игорь Гульев.

Впрочем, претензии вызывала и более ранняя редакция закона, когда имущество застройщиков просто выставлялось на аукцион для покрытия долгов самих застройщиков.

Можно понять людей, которые много лет назад вложили немалую сумму в долевое строительство, однако обещанной квартиры так и не получили. Но до сих пор совершенно непонятно, кто же все-таки должен достраивать долгострой теперь, если у застройщика денег нет, цены за прошедшие годы значительно изменились, а просьбы к дольщикам доплатить вызывают реакцию: "У людей вымогают дополнительные деньги за уже оплаченные квартиры".

Если вариант банкротства застройщика дольщиков не устраивает, создавать собственный кооператив (ЖСК) и достраивать здания самостоятельно они не готовы, значит, кто-то должен будет доплатить за завершение строительства вместо них. Других вариантов нет. Видимо, по мнению протестующих, это должно быть правительство.

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить