"День независимости Сибири", или Почему не стоит прогуливать уроки истории

Пока основная масса россиян спокойно догуливала выходные и готовилась к новой рабочей неделе, блогосфера бурлила в связи с празднованием "дня независимости Сибири". 17 июля 1918 года Временное сибирское правительство своей декларацией отделило Сибирь от России. О чем, оказывается, в отдельных интернет-группах не только помнят, но и всерьез полагают себя наследниками и продолжателями давних событий. Вот только представление о тех революционных делах, как выяснется, из памяти народной полностью стерлось.

В воскресенье сторонники сибирской независимости дали информационный бой - заспамили интернет-сообщества поздравлениями с "днем независимости Сибири". Текст таких сообщений был самым разным, но общую канву выделить несложно. Процитируем некоторые наиболее содержательные сообщения:

"17 июля праздник день независимости Сибири!! Декларация независимости Сибири принята Временным сибирским правительством 4(17) июля 1918 года в Омске. Таким образом, нынче исполняется 93 года со дня ее принятия...".

"93 года назад, 17 июля 1918 года по новому стилю, глава Временного сибирского правительства, выдающийся политик и общественный деятель Сибири Петр Вологодский подписал Декларацию о государственной самостоятельности Сибири. Факт этот старательно замалчивался как в советское время, так и после псевдовосстановления капитализма в России...".

"Принятию Декларации независимости Сибири предшествовали развитие областнических тенденций после свержения монархии в 1917 году... День независимости Сибири для всех нас - напоминание в том числе и об упущенных возможностях, и о тех уроках, которые мы должны извлечь из нашей сложной и богатой событиями истории".

В декларации 1918 года сказано: "Принимая во внимание, что российской государственности как таковой уже не существует, ибо значительная часть территории России находится в фактическом обладании центральных держав, а другая захвачена узурпаторами народоправства - большевиками, Временное сибирское правительство торжественно объявляет... что ныне оно одно... является ответственным за судьбы Сибири".

Отсюда выводится априорный антикоммунизм современных последователей сибирской "независимости". В обсуждениях отметились и духовные наследники белогвардейцев, и националисты, и даже либералы. А это означает, что те самые уроки, которые якобы должны были извлечь сибиряки из истории, извлечены так и не были. Дело в том, что само создание Временного сибирского правительства, а также принятие декларации о независимости стали следствием борьбы за власть в стране двух крупных социалистических партий - большевиков и эсеров.

Переход власти к Советам в центре и на местах отодвинул от власти эсеров и меньшевиков, которые ранее сосредоточились на работе в "официальных" органах власти - Временном правительстве и местных думах. Естественно, такое положение вещей отнюдь не обрадовало социалистов-революционеров, крупнейшую российскую партию. Которая, как правило, именуется "крестьянской", причем забывается, что в первую очередь она являлась социалистической.

Реальные различия между большевиками и эсерами были отнюдь не так велики, как это принято сегодня полагать. Вот конкретный пример: многие декреты, внесенные большевиками и принятые съездами Советов сразу после Октября, являлись частью эсеровской программы. В том числе "Декрет о земле", закон "О социализации земли" и другие. Эсеры прямо обвиняли Ленина в краже их программы, на что Ленин в ответ упрекал их в том, что за время заседаний во Временном правительстве они не сделали ни шага для ее реализации.

Впоследствии эсеры, завив, что не признают власть Советов, все же решились реализовать положения своей программы в Учредительном собрании. Фракцией социалистов-революционеров был подготовлен пакет декретов для немедленного принятия - это "Декрет о земле", "О рабочем контроле", "Декрет о мире" и т. д. То есть все то, что было принято Советами с подачи большевиков еще в октябре 1917 года.

Естественно, факт "кражи программы" Лениным не добавил симпатий к большевикам. По всей стране разгорелись конфликты большевистских Советов и местных "буржуазных" органов - городских и региональных дум. В Сибири власть взял Совет рабочих и солдатских депутатов, в ответ Временным сибирским правительством объявила себя эсеровская Сибирская дума. О сути этого правительства прекрасно говорит его состав: в него вошли эсеры, сибирские областники (вышедшее из народничества и близкое эсерам движение), народные социалисты ("энесы" - отколовшаяся часть эсеровской партии) и меньшевики.

Однако первое Сибирское правительство на основе Думы с самого начала не пользовалось, в отличие от Совета, сколько-нибудь серьезной поддержкой, работало подпольно, появляясь то в Харбине, то во Владивостоке, и вскоре заявило о своем самороспуске.

Второе правительство было сформировано уже после восстания Чехословацкого корпуса, активное участие в котором принимали эсеровские дружины. Совместно с чехословаками свергнув Советы, социалисты-революционеры вновь объявили о создании Временного сибирского правительства. И вновь в его составе были эсеры, областники, энесы и меньшевики.

Именно это "правительство", главную скрипку в котором играли эсеры, объявило об отделении Сибири от находящейся под властью Советов Центральной России. Так борьба с большевиками за власть привела эсеров к местническому сепаратизму.

Впрочем, на тот момент удивить кого-то возникновением новой "республики" на территории России было сложно. Процесс этот был запущен еще в ходе революции 1905 года, когда республиками объявляли себя даже отдельные деревни. С 1917 года началось новое обострение, после Октября же сосчитать число новоявленных "властей" и "правительств" было весьма и весьма сложно, не говоря уже о том, чтобы определить реально контролируемые ими территории. Именно поэтому факт существования Временного сибирского правительства, как и принятия им "декларации о независимости", "старательно замалчивался как в советское время, так и после псевдовосстановления капитализма в России...".

Тем более что просуществовало это "правительство" лишь 5 месяцев: уже в ноябре 1918 года, вопреки собственной декларации, оно передало власть так называемой Уфимской директории (Временному всероссийскому правительству). Конец которому, в свою очередь, положил адмирал Колчак, арестовав его членов и объявив себя Верховным правителем России.

Так что делать далеко идущие выводы из декларации пять месяцев просуществовавшего правительства Сибири несколько абсурдно. Но еще более абсурдно совершенно не представлять, в результате чего появилась на свет пресловутая декларация. Вспоминать о ней, пусть даже и в качестве политического курьеза, впору коммунистам - все-таки правительство было социалистическим. Но уж никак не либералам, наследникам белых и националистам.

Автор Дмитрий Лысков
Дмитрий Лысков— журналист. Публицист, политический обозреватель интернет-издания "Правда.Ру". *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить