Голландия полезла не в свое дело

Парламент Нидерландов принял резолюцию о введении санкций в отношении российских чиновников, причастных к так называемому делу Магнитского. Резолюция еще не решение (его может принять или не принять голландское правительство). Однако вызывает недоумение сама постановка вопроса.

Дело не в том, что одна из стран Евросоюза предлагает ввести санкции в отношении граждан России, вина которых не определена ни одним судом. В конце концов, российский парламент — не в последнюю очередь благодаря "делу Магнитского" — тоже решил предусмотреть возможность введения административных и финансовых санкций в отношении иностранных должностных лиц, подозреваемых в том, что они ущемляют права россиян.

Дело в том, что, во-первых, Сергей Магнитский — гражданин России и умер в России. Что, естественно, не означает, что его смерть в тюрьме — это нормально. Однако означает, что расследование инцидента и суд, если он состоится, должны вестись по российскому законодательству, а любое вмешательство в ход следствия — не что иное, как вмешательство во внутренние дела государства.

Во-вторых и в-главных, американские парламентарии, ставшие инициаторами "черного списка" 60 причастных, по их мнению, к смерти Магнитского российских чиновников, имели бы моральное право вступиться за него в том случае, если бы смерть гражданина России никак не волновала бы саму Россию. Но это не так.

В понедельник официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин сообщил, что официальная судебно-медицинская экспертиза "установила связь между действиями конкретных должностных лиц и смертью в СИЗО бывшего юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского". По словам Маркина, смерть Магнитского связана с неоказанием ему своевременной медицинской помощи. "Экспертами выявлены недостатки медицинской помощи, оказывавшейся Магнитскому в период его содержания под стражей, воспрепятствовавшие своевременной диагностике имевшихся у него хронических заболеваний. В связи с этим ему не было назначено своевременное и соответствующее лечение. Кроме того, не была проведена адекватная терапия при появившемся у Магнитского вечером 16 ноября 2009 года резком ухудшении состояния здоровья", — сказал Маркин.

Таким образом, по мнению следствия, "недостатки оказания Магнитскому медицинской помощи находятся в прямой причинно-следственной связи с наступлением его смерти. В ближайшее время следствие в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством планирует привлечь к уголовной ответственности лиц, допустивших выявленные нарушения", — цитирует Владимира Маркина РИА Новости.

Фамилии подозреваемых пока не разглашаются, однако, судя по всему, Следственный комитет назовет их в ближайшее время, точнее — не позже 24 августа, когда заканчивается срок следствия.

Одновременно "делом Магнитского" продолжает заниматься и российская общественность. Во вторник, 5 июля, президенту Дмитрию Медведеву будут представлены доклады, подготовленные рабочей группой президентского совета по правам человека. Правозащитники намерены проинформировать президента о своем взгляде на "дело Магнитского".

Можно не сомневаться, что Дмитрий Медведев более чем внимательно отнесется к информации Следственного комитета и членов совета: ведь именно президент давал генпрокурору Юрию Чайке поручение взять "дело Магнитского" на личный контроль.

"Я переключу туда (к расследованию "дела Магнитского". — Ред.) весь цвет российской прокуратуры", — сказал генпрокурор после встречи с главой государства. Юрий Чайка заметил также, что речь идет не только о гибели юриста, но и обо всех делах, связанных с фондом Hermitage Capital. "Я хочу сказать, что этот вопрос распадается на совокупность уголовных дел: это уголовное дело, возбужденное и расследованное следственными органами Министерства внутренних дел в отношении Браудера, Магнитского и других лиц, по фактам уклонения от налогов в Российской Федерации", — заявлял генпрокурор.

Речь, напомним, идет о факте хищения в декабре 2007 года из бюджета РФ 5,4 млрд рублей и других тяжких налоговых преступлениях, в которых подозревались и подозреваются глава фонда Hermitage Capital Management Уильям Браудер, аудитор Сергей Магнитский и руководитель ООО "Камея" Иван Черкасов (4 июля Мосгорсуд признал законным заочное решение Тверского суда о его аресте). При этом сам Магнитский, которого следствие считает организатором преступной схемы, обвинял в краже денег из бюджета сотрудников МВД и налоговых органов.

Можно не сомневаться, что Следственный комитет при таком более чем пристальном внимании к делу абсолютно со всех сторон: президента, генпрокурора, правозащитников и, естественно, родственников и адвокатов Магнитского — исследовал каждую запятую в деле Hermitage Capital и каждую минуту его жизни в СИЗО. И, надо полагать, в обозримом будущем дело будет передано в суд.

Какое отношение ко всему этому имеют голландские парламентарии (равно как и их американские коллеги) — остается неясным.

Автор Дмитрий Лукин
Дмитрий Лукин — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру.
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить