Страсбург уравняют с Москвой

Заслуги Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), регулярно становящегося последней инстанцией для тысяч алчущих справедливости россиян, очевидны. Тем не менее приходится констатировать и то, что решения Страсбурга нередко входят в противоречие с российским законодательством, не говоря уже о том, что ЕСПЧ порой выступает в качестве инструмента давления на внутреннюю политику РФ.

Между тем уже в скором времени российские суды могут получить право игнорировать некоторые решения этого международного органа, юрисдикция которого распространяется на все государства — члены Совета Европы. Что станет возможным, если Госдума утвердит внесенный исполняющим обязанности спикера Совета Федерации РФ Александром Торшиным законопроект, согласно которому Конституционный суд РФ будет решать, возможно ли применить в России то или иное решение ЕСПЧ или нет.

По крайней мере, комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству в понедельник рекомендовал рассмотреть этот законопроект на заседании Госдумы 1 июля 2011 года.

Стоит отметить, что одной из причин разработки нового законопроекта послужило принятое в октябре 2010 года постановление Страсбургского суда по "делу Маркина". Российский военнослужащий Константин Маркин, разведенный отец троих детей, обратился в Европейский суд после того, как ему было отказано в предоставлении отпуска гарнизонным военным судом. Конституционный суд РФ, изучив представленные материалы, не нашел оснований для принятия к рассмотрению жалобы Маркина о нарушении его конституционных прав. Однако ЕСПЧ счел аргументацию КС РФ неубедительной, признав в данном случае нарушение статьи 14 Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ).

После этого решения глава КС Валерий Зорькин в своей статье в "Российской газете" от 29 октября 2010 года заявил, что Россия не должна исполнять решения Европейского суда по правам человека, если они идут вразрез с конституционными основами страны.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту — хотя от России в отношении Маркина не требуется принятия каких-либо специальных мер по исполнению решения ЕСПЧ, кроме 200 евро присужденной компенсации, — в случае появления таких же жалоб могут быть вынесены новые постановления и может встать вопрос о последствиях их принятия. "Не исключено также вынесение Европейским судом и других постановлений, в которых может быть дана критическая оценка решениям КС РФ с точки зрения порожденных ими последствий и их совместимости с Конвенцией (ЕКПЧ)", — цитирует автора законопроекта РИА "Новости".

Кроме того, как отмечается в законопроекте, при коллизии международного договора и внутрироссийского закона или иного нормативного правового акта приоритет имеет международный договор. "Однако при принятии межгосударственным органом решения, предполагающего несоответствие нормы закона или иного нормативного правового акта международному договору в интерпретации межгосударственным органом, необходимой является оценка сложившейся ситуации в иерархии норм права страны", — говорится в пояснительной записке.

Там также отмечается, что только после такой оценки, основанной на комплексном рассмотрении вопроса, может быть принято окончательное решение о возможности применения соответствующей нормы закона или иного нормативного правового акта. При этом такое решение, так как оно связано с оценкой конституционности норм, может принять только Конституционный суд РФ.

По мнению экспертов, предложение сенатора Александра Торшина вполне объяснимо. "Действительно, пресловутые двойные стандарты в решениях ЕСПЧ присутствуют, их видно, — говорит в интервью "Правде.Ру" старший научный сотрудник Института стран Европы РАН Сергей Федоров. — Если там побывать — а мне приходилось там бывать, — отрицательная тональность в отношении России хорошо проглядывается".

Между тем директор Московского бюро по правам человека, член Общественной палаты РФ Александр Брод полагает, что принятие этого законопроекта может создать для России негативный фон: "Существуют риски, что Россию будут обвинять в том, что она игнорирует Европейскую конвенцию, что может создать угрозы для дальнейшего нахождения РФ в Совете Европы".

"Россия в прошлом году лидировала по количеству обращений в ЕСПЧ. Как правило, это жалобы на неисполнение судебных решений, произвол органов власти, непрозрачные следственные действия, заказные судебные процессы", — отмечает правозащитник, предлагая создавать внутри российского правосудия структуру, которая рассматривала бы жалобы граждан на решения судов. "В рамках самой судебной системы нужно создать дополнительные возможности для проверки законности и обоснованности судебных решений, не доводя дело до Страсбурга", — считает Брод.

Также читайте: ЕСПЧ присудил шпиону 20 тысяч евро

Вместе с тем директор Московского бюро по правам человека, приводя пример решения Страсбурга по делу партизана Кононова, признает, что нельзя полностью идеализировать структуру ЕСПЧ. "Там руководствовались больше политическими соображениями, хотели именно уязвить Россию, опорочить ветерана, — говорит правозащитник. — И это не единичный случай". При этом Александр Брод призывает не закрывать глаза и на то, что российское правосудие работает крайне плохо, и иногда решения Страсбургского суда являются этаким "дисциплинирующим средством". "Мы не должны отказываться от ЕСПЧ. Поэтому необходима очень тщательная проработка данного законопроекта, чтобы он не стал поводом для игнорирования России в Совете Европы", — уверен правозащитник.

По мнению старшего научного сотрудника Института стран Европы РАН Сергея Федорова, фильтрация решений ЕСПЧ, которую, в частности, подразумевает предложенный законопроект, не приведет к исключению России из СЕ, чего так опасаются правозащитники. "Думаю, это не приведет к особым сложностям в отношениях с СЕ, а мы в какой-то степени отстоим свою позицию. Без этого невозможно строить нормальные отношения. Это процесс взаимной увязки интересов", — считает политолог.

"Учитывая практику двойных стандартов и использование СЕ для публичной порки России, думаю, что депутаты ставят вопрос правильно", — резюмирует политолог Сергей Федоров.

Самое интересное в рубрике "Политика"

Автор Александр Петров
Александр Петров — журналист, бывший обозреватель политического раздела Правды.Ру *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить