Партия (бес)перспективного процента

Неожиданная перезагрузка "Правого дела" вызвала, по сути, один вопрос: зачем? Во-первых, зачем это самому Михаилу Прохорову, и во-вторых, зачем вообще понадобилось реанимировать явно неудачный проект?

Однозначного ответа нет ни на первый, ни на второй вопросы. Мотивы у миллиардера могли быть самые разнообразные: от "по совету друзей" до реализации каких-либо своих личных устремлений. В конце концов, каждый олигарх в какой-то момент решает "поиграть" в политику. Дескать, ни у кого нет партии, а у меня - есть. Существует, конечно, вероятность, что Прохоров действительно всерьёз рассчитывает что-то получить с партии, говоря и о поставленной цели занять по итогам парламентских выборах второе место, и об обещании занять в нижней палате российского парламента законодательной деятельностью... Эксперты, понятное дело, лишь посмеиваются, но проблема, как кажется, не столько в ничем не обоснованных прогнозах, сколько в откровенно коммерческом характере предприятия.

Бизнесмен Прохоров рассматривает политическую партия как очередной бизнес-проект, о чём, кстати, совершенно открыто говорит. "У меня есть определённый взгляд как должна работать любая структура, и мне кажется, что менеджмент в бизнесе и менеджмент в партии - это одна и та же работа. Может быть цели разные, технологии разные, но с точки зрения управления - это очевидно", - поясняет он свою позицию в интервью "Вестям-24". Впрочем, очевидно это только самому Прохорову, эксперты же в целом крайне скептически оценивают возможности "эффективного менеджмента" в партстроительстве.

А вскоре начинающий политик шокирует всех обещанием покинуть партию в случае провала на выборах. "Лидер, который не справился с задачей, должен уйти. Объяснение, почему не получилось, - это не ко мне. Должен быть результат", - заявил он в интервью "Эхо Москвы".

Также по теме: "Правые" меняют вывеску

С точки зрения бизнесмена - всё правильно. Начал тот или иной проект, вложил в него определённые средства с расчётом получить какую-то прибыль, но если проект оказался неудачным, не востребованным, то и смысла его продолжать нет, лучше сосредоточиться на чём-то ином. В другом сегменте рынка, другой сфере или вообще в другой стране. Но политическая партия - не торговый ларёк. То или иное политическое объединение безусловно зависимо от имеющейся финансовой базы, но в ещё большей степени зависимо от идеологии, декларируемых целей, задач и долгосрочных перспектив. А какие перспективы открывает перед своими возможными будущими сопартийцами и потенциальными избирателями Михаил Прохоров, заявляющий, что в случае неудачи покинет партию со всеми своими миллиардами.

Ну ладноработники аппарата, они хотя бы удовлетворятся полученным вознаграждениям. А избиратели? Те самые бизнесмены врачи и инженеры, об интересе которых к "Правому делу" рассказал Прохоров, им-то как быть? Поматросил и бросил?

Но нельзя не признать, что политический проект Михаила Прохорова будет представлять несомненный интерес для политологов.

На сегодняшний день рейтинги "Правого дела" балансируют где-то около ноля. Согласно результатам майского опроса ВЦИОМ, если бы выборы в Госдуму состоялись в ближайшее воскресенье, за "Правое дело" проголосовало бы 0,7 процента избирателей. Это, конечно лучше 0,19 проц. по состоянию на середину апреля, но всё же явно недостаточно.

Всё тот же ВЦИОМ публикует данные о представлениях, симпатиях и антипатиях россиян к "Правому делу". Так, 48 проц. опрошенных ничего о ней неизвестно, 44 проц. знают об этой партии в общих чертах, и только 6% внимательно следят за её деятельностью. Что же касается вероятного нового лидера в лице Прохорова, то лишь 23 проц. опрошенных считают, что его приход способен изменить положение "Правого дела" на политической арене. 35 проц. респондентов убеждены в прямопротивоположном, а 13 проц. считают, что "партия ослабит свои позиции, потеряет сторонников и быстро сойдет с политической сцены".

Жириновский: У "Правого дела" нет избирателя в России

Так что если Прохорову и его команде политменеджеров удастся невозможное и партия получит хотя бы пять процентов голосов, дающих право на один депутатский мандат, можно будет смело называть проект обновлённого "Правого дела" настоящим прорывом текущего политического сезона и вносить технологию избирательной кампании "правых" в учебники по политологии. Но это всё в будущем.

А пока остаётся только гадать, за счёт чего Прохоров сможет добиться поставленной цели. А заодно предположить, кому, в случае успеха "правых", придётся потесниться. Сам бизнесмен говорит, что его враги в рамках предстоящей избирательной кампании, это непрофессиональные чиновники-коррупционеры, а соперников у них нет, поскольку партия будет уделять большее внимания форме, а не содержанию, то есть не лозунгам, а реальным делам. Но есть подозрение, что Прохоров лукавит, поскольку без соперника, эдакого спарринг-партнёра, с кем можно было бы побиться за симпатии болельщиков, не обойтись.

Вряд ли "ПД" сможет рассчитывать на электорат "Единой России", ЛДПР или, тем более, КПРФ. В отличие от "Справедливой России", чей рейтинг после отставки Сергея Миронова с поста председателя Совфеда довольно серьёзно упал, и которая сейчас пытается играть на поле, зарезервированным "правыми" под окучивание как крупного, так и мелкого и среднего бизнеса.

Автор Игорь Кулагин
Игорь Кулагин — бывший обозреватель Правды.Ру *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Последние материалы