Девальвация совести

События во Львове в День Победы не только можно морально оправдать, можно даже ввести градацию стариков по принципу "бить или не бить". Как ни странно, но подобные публикации встречаются в центральной российской прессе.

Колумнист "Газеты.Ру" и писатель Игорь Свинаренко в своей очередной колонке "От Львова до Елань-Колена" призвал еще раз обсудить события во Львове. Так и пишет: "Вопросов полно. Не только у украинцев. Хотите поговорить об этом?"

Я бы поговорил. Это все-таки не Новодворская, поддержке которой поначалу так обрадовались западенцы, пока не сообразили, с кем имеют дело.
Я бы даже попытался объяснить Свинаренко, что не стоит плодить лишних сущностей. Столь продвигаемая нынче идея "третьей стороны" в ВОВ, которой, якобы, являлись украинские националисты из ОУН-УПА - это в условиях глобальной войны глупость и бред.

Да и не в полумифической третей стороне дело - маршируют-то по улицам вполне себе живые легионеры СС, и поздравления размещаются на билбордах "Галитчине". На Украине мы видим вариант-лайт, тут все-таки еще стыдливо прикрываются идеями "третьей стороны", "и против фашистов, и против Сталина", но эта идеологическая коллизия нам известна - в Прибалтике, например, давно не прикрываются.

И, в частности, поэтому лишен всякого смысла поставленный Свинаренко "высокоморальный" вопрос - имеем ли мы сейчас, при независимой Украине, право осуждать тех, кто боролся за независимость Украины в годы войны. И имеем ли мы право осуждать их потомков?

Современная независимая Украина имеет такое же отношение к тем "борцам за независимость", как современная Россия к генералу Власову.

Обо всем об этом можно было бы поговорить, раз писатель призывает к дискуссии. Но вот беда - начинает свою колонку г-н Свинаренко с такого абзаца:

"Нехорошо бить стариков. Которые пришли с красным флагом к Вечному огню отметить День Победы. Даже если среди них были палачи из НКВД? Пулеметчики из заградотрядов? Надзиратели из советских концлагерей, где морили голодом "кулаков"?"

Вот после этого вступать в дискуссию уже не хочется. У меня просто не возникает такого вопроса - каких стариков можно бить. А Свинаренко вводит градации - можно ли по-молодецки вдарить 90-летнему деду, пришедшему к Вечному огню, по подозрению в причастности к НКВД?

На таком уровне разговора у нас не получится, брезгую. Как в ситуации с Подрабинеком, который обрушился на советских ветеранов: "Это вам только кажется, что отдых ваш заслуженный и почетный. Это вам только кажется, что вы пользуетесь всеобщим уважением. Вам внушили это давно, но ваше время кончилось. Ваша родина - не Россия. Ваша родина - Советский Союз... и вашей страны, слава Богу, уже 18 лет как нет".

У Подрабинека тоже были "свои ветераны" - басмачи и бандиты в горах, лесные братья и те же бандеровцы: "Они... боролись с нацизмом, а потом сражались против коммунистов в лесах Литвы и Западной Украины, в горах Чечни и песках Средней Азии". "Но не вы, охранники и почитатели советской власти, а именно они - подлинные герои нашей страны".

Подрабинек после своей статьи на месяц бежал из Москвы, заявляя о развернувшейся против него компании травли. Что ж - тоже вариант ведения дискуссии с людьми подобных взглядов. Если кто-то плюет в лицо обществу, стоит быть готовым к тому, что от ответных плевков будет уже не отмыться.

Так что проблемы "морально оправданного" избиения стариков обсуждайте уж как-нибудь без меня. Единственное, отмечу - место таким обсуждениям в подвалах в среде таких же отмороженных маргиналов, а не в периодическом издании. Странно, что редактора "Газеты.Ру" об этом забыли.

Автор Дмитрий Лысков
Дмитрий Лысков— журналист. Публицист, политический обозреватель интернет-издания "Правда.Ру". *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить