Уголовное дело против Алексея Навального

Рейд Навального

Следствие возбудило уголовное дело в отношении блогера Алексея Навального. Как заявил в связи с этим официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин, дело возбуждено по признакам преступления, предусмотренного пунктом "б" части 3 статьи 165 УК РФ ("Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения"), максимальное наказание по которой составляет пять лет лишения свободы.

"Фактически я могу сказать, что Навальный в своих действиях применил тактику и приемы, которыми пользуются рейдеры при захвате предприятий", - отметил представитель Следственного комитета (СК).

Впервые правоохранительные органы обратили внимание на деятельность советника губернатора Кировской области на общественных началах Алексея Навального в начале 2010 года, начав проверку по факту причастности известного "борца с коррупцией" к серым схемам в лесном комплексе Кировской области.

По версии правоохранителей, Алексей Навальный вместе с гендиректором ООО "Вятская лесная компания" (ВЛК) Петром Офицеровым, "используя административный ресурс", вынудили руководство Кировского областного государственного унитарного предприятия "Кировлес" (КОГУП "Кировлес") изменить схему работы со своими клиентами. Как пояснил впоследствии сам экс-директор ГУП "Кировлес" Вячеслав Опалев, Навальный обещал ему помощь в заключении выгодных государственных контрактов с учредителем ГУПа - департаментом лесного хозяйства Кировской области. В обмен "Кировлес" должен был заключить убыточный для предприятия контракт с ООО "Вятская лесная компания", которая, по сути, становилась посредником для перепродажи лесных ресурсов. А чтобы никаких сомнений у Опалёва не оставалось, ему пригрозили увольнением. Так что договор был подписан, а областной бюджет в итоге недосчитался порядка 1,3 млн рублей.

Читайте также: Терновский: звание "борца с коррупцией" не дает Навальному индульгенции

По итогам проведенных следственных мероприятий в то, что Навальный останется на свободе, практически никто не верил, уж слишком весомыми выглядели обвинения. Однако, начав за здравие, правоохранители кончили за упокой: в феврале 2011 года кировские следователи прекратили проверку в отношении Навального, отказав в возбуждении уголовного дела о причинении имущественного ущерба "за отсутствием состава преступления". Впоследствии к точно такому же выводу пришли и сотрудники Следственного управления Следственного комитета  по Приволжскому федеральному округу.

Фото: AP

Впрочем, у сотрудников центрального аппарата СК РФ возникли определенные подозрения относительно объективности выводов региональных коллег, поэтому "во избежание возможного давления на следствие" материалы передавались "на доследование" сначала на уровень федерального округа, а затем и в "центральный" СК.

"В ходе первоначальной проверки не было дано должной оценки действиям Навального как советника губернатора по понуждению руководителя государственного унитарного предприятия Кировской области к подписанию контракта по реализации древесины с одной из коммерческих организаций", - заявил в феврале этого года Владимир Маркин. Он также отметил, что в ходе проверки, проведенной Следственным управлением по Кировской области, не был опрошен губернатор, а также сотрудники унитарного предприятия и коммерческой организации.

Также по теме: Навальный пустил NDI в Кировскую область

С другой стороны, губернатор области Никита Белых всецело выразил свою поддержку Навальному, назвав обвинения в отношении его соратника "нелепыми". В защиту Навального выступили и другие сотрудники областной администрации, так или иначе связанные с ним дружескими и деловыми связями. По-другому, впрочем, и быть не могло. Сложно представить, что приглашенный лично губернатором на должность своего советника (да еще на общественных началах) Алексей Навальный действовал исключительно по собственной инициативе, оставляя своего патрона в счастливом неведении. То есть представить, конечно, можно. Но вместе с тем нужно и понимать, что редкий глава региона рискнет своей деловой репутацией, признав наличие состава преступления в действиях своих непосредственных подчиненных.

По мнению экспертов, схема, описанная следствием в деле Навального, весьма распространена в России. "Это не сверхновая звезда на новостном небосклоне, это вполне типичная ситуация, - пояснил "Правде.Ру" председатель общественного комитета "За открытость правосудия" Денис Дворников. - К сожалению, очень часто в регионах мы сталкиваемся с такими обращениями, когда предприятия действительно принуждают к заключению невыгодных контрактов,  угрожая всяческими последствиями по линии административного давления". По словам эксперта, "все окончательные решения будут приниматься в суде", поэтому, если говорить непосредственно о деле Навального, до приговора было бы неправильно выступать с теми или иными утверждениями. "Но есть основания полагать, что борец с коррупцией был сам винтиком этой машины. И этот скелет в шкафу себя проявил таким образом", - отметил Денис Дворников.

 

"То, что произошло, давно ждало Навального", - считает депутат Госдумы Андрей Луговой. "Есть в рейдерстве такое понятие, как создание торговой ситуации. То есть когда рейдерам становится известна какая-либо информация конфиденциального характера, которая может нанести репутационный ущерб тому или иному предприятию, создать ему определенные проблемы. Эта информация публикуется, после чего остается только ждать, когда придут представители компании и откупятся", - заявил он "Правде.Ру", отметив, что "такая форма рейдерства распространена в России, хотя о ней мало говорят, поскольку она малодоказуема, не связана с каким-то заходами на предприятия, с применением силовых методов, судами и т. д.".

По имеющейся официальной информации, входящему в состав рабочей группы по реорганизации государственного унитарного предприятия "Кировлес" Алексею Навальному обвинений в вымогательстве (пока, по крайней мере) не предъявлено. Зато они были предъявлены другому советнику губернатора Кировской области Андрею Вотинову, который прозрачно намекал Вячеславу Опалеву о неизбежности реорганизации предприятия и увольнении его руководителя, которых, впрочем, можно  избежать за скромное вознаграждение в 20 миллионов долларов. В феврале 2010 года Вотинов был арестован, но вскоре отпущен под залог в два миллиона рублей; по результатам аудиторской проверки контракт между "Кировлесом" и ВЛК был признан убыточным, а Вячеслав Опалев обвинен в плохой работе и подписал заявление об увольнении по собственному желанию.

О возможной причастности высшего руководства Кировской области к скандалу вокруг Навального, скорее всего, будут говорить еще долго. Не станет особым откровением и вероятность признания факта того, что следственные органы Кировской области "прислушались" к советам "сверху". По крайней мере, ходят слухи о том, что из первоначального досье на Навального по  делу о "кировском лесе" исчезли некоторые документы, отсутствие которых, похоже, и позволило кировским следователям заявить о прекращении дела. И если дело дойдет до реальных судебных разбирательств, не исключено, что Навальному не придется скучать в одиночестве на скамье подсудимых. Это, конечно, не более чем предположения, которые, впрочем, имеют под собой реальную подоплеку. По крайней мере, события последних месяцев показали, что неприкасаемых у нас в стране нет - ни среди глав регионов и муниципальных образований, ни среди сотрудников правоохранительных органов, в том числе и работников прокуратуры.

Автор Лев Правдин
*
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить