Десталинизация

Как покончить с "предчувствием гражданской войны"?

Есть единственный способ примирить общество в России, завершить "гражданскую войну, которая идет с 1917 года" - прекратить ставить историю с ног на голову. Общественное примирение наступит тогда, когда "детоталитаризаторы" займут по праву принадлежащую им социальную нишу ряду со старушками, призывающими: "Банду Ельцина - под суд!".

История жестока, особенно история революционного периода. Но из этого периода рождается новое общество, приходящее на смену отжившему свое старому.

Не так давно по телевидению показывали сюжет о Великой французской революции. Брали интервью у наследника дворянской фамилии. Так вот он объяснял, что в его семье никогда не празднуют День взятия Бастилии, так как для его рода революция обернулась чудовищными потерями - в ходе террора были уничтожены практически все, лишь немногим посчастливилось выжить и влачить впоследствии жалкое существование.

Но от этого французская революция не перестает быть Великой, а День взятия Бастилии - национальным праздником. И наследнику французского дворянства не приходит в голову поставить историю страны с ног на голову и заявить: "Был уничтожен цвет нации, самое образованное, самое патриотичное сословие, носитель духовных традиций - дворянство. К власти пришла чернь, чтобы грабить".

Это у нас в России из-за катаклизмов 90-х история поставлена с ног на голову и такие заявления не только возможны, но и звучат вовсеуслышание.

Понятно, что и в России всегда будут люди, которые не пятидесятилетиями - столетиями, по примеру французского дворянина, будут лелеять боль своей семьи и потери. И как персональная точка зрения такая позиция неоспорима. Но вместе с тем она антиобщественна - давайте смотреть правде в глаза. Личное и общественное здесь совершенно противоположны.

Никто не назовет благом революцию, максимум - неизбежностью. Революция сопряжена с насилием, в ней неизбежны жертвы. Но ни одна из современных социальных систем не возникла без насилия. Об этом сегодня отчего-то принято забывать. Как забывается и о том, что эти жертвы могут быть оправданы и всегда оправдываются интересами общества.

Автор декларации независимости США 1776 года Томас Джефферсон говорил об американской революции: "В борьбе, которая была необходима, погибли без соблюдения судебных формальностей многие виновные, а вместе с ними и некоторые невинные. Этих я, так же сильно, как и все, жалею... но я скорблю о них так, как если бы они погибли в бою".

Великий гуманист Лев Толстой писал в письме Столыпину: "Ведь еще можно бы было употреблять насилие, как это и делается всегда во имя какой-нибудь цели, дающей благо большому количеству людей, умиротворяя их или изменяя к лучшему устройство их жизни".

На самом деле личная позиция французского аристократа была бы шокирующей, стань она главенствующей идеологией общества: она подобна тому, как если бы потомки английских крестьян лелеяли трагедию огораживания и перехода к индустриальному способу производства, отрицая капитализм. Как если бы жертвы петровских реформ по сей день хранили память о тех потерях и отказывались признавать итоги деятельности монарха. Как если бы крестьяне дореформенной России припоминали преступления крепостного права, а пореформенной - преступления выкупных платежей и безземелья.

И как если бы представители хора пострадавших становились лидерами общественного мнения. Но ведь именно такая изнаночная реальность сложилась сегодня в России!

Совершенно очевидно, что на каждый исторический период найдется своя череда преступлений и свои - отнюдь не малые! - слои населения, потомки которых могут предъявить эти преступления в качестве персональных претензий эпохе и властителям.

Но порочность такого подхода, возведенного в социальный абсолют, очевидна и не нуждается в пояснениях.

Ни у кого не вызывает сомнений, что корни сталинизма лежат в 1917-1922 годах, корни Октябрьской революции лежат в Феврале, а сам Февраль обусловлен не только текущей ситуацией, но и в целом процессами, которые шли в Российской империи - иначе не было бы Революции 1905 года. От которой, собственно, один шаг до реформ Александра II, но цепочку причин и следствий можно проследить и далее.

Педалировать сегодня тему взаимных обид и преступлений, возводить ее в принцип общественных отношений - это и означает вновь разжигать давно завершенную гражданскую войну. И это только кажется, что речь идет "просто" о борьбе со сталинизмом. При ближайшем рассмотрении речь идет о борьбе со всей историей нашей страны.

Великая русская революция, Гражданская война, порожденные революцией радикальные изменения в обществе закончились более полувека назад. Не стоит из сегодняшнего "прекрасного далека" судить победителей - история уже вынесла свой вердикт. Достаточно пересматривать историю, если мы не хотим ее потерять и прекратить свое существование как народ.

Автор Дмитрий Лысков
Дмитрий Лысков— журналист. Публицист, политический обозреватель интернет-издания "Правда.Ру". *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *