Дизайнеры не заметили Гитлера

Ошибка дизайнера едва не привела к крупномасштабному международному скандалу. Досадный инцидент удалось замять, но осадочек остался. Тем паче, что молодые креаторы уже не в первый раз ошибаются в пользу Третьего рейха.

Организаторам проходящего в Ханты-Мансийске чемпионата мира по биатлону пришлось очень долго извиняться перед участниками соревнований и спортивными федерациями за креатив доморощенных дизайнеров, решивших украсить пресс-центр декоративными композициями из травы с элементами из старых газет на разных языках. И именно печатная ретропродукция стала причиной разразившегося скандала: среди прочих листков гостям предлагалось ознакомиться с немецкими Der Angriff и Deutsche Allgemeine Zeitung периода 1930-1940-х годов.

Der Angriff, например, созданная Йозефом Геббельсом в 1926 году, была фактически его личным рупором, издавалась главным образом на деньги из партийной казны НСДАП и позиционировалась как антисемитская и антикоммунистическая газета.

Deutsche Allgemeine Zeitung в политическом плане была более умеренным изданием, нежели Der Angriff, однако заголовок на главной странице репринта "Вторжение началось", датированного июнем 1944 года, также не оставляет сомнений в позиции редакции.

В общем, организаторам в срочном порядке пришлось убирать с глаз долой дизайнерские наработки и приносить извинения. В частности, как пояснила генеральный директор концертно-театрального центра "Югра-Классик", в котором проходит часть мероприятий чемпионата, Ирина Ткаченко, во всем оказался виноват... дизайнер, который, если верить г-же Ткаченко, не владеет иностранными языками, а потому не понял, что это за газеты, так как немецкий и русский языки используют разные алфавиты.

Довольно странное объяснение, поскольку любой рекламный макет или элемент дизайнерского оформления помещения проходит как минимум несколько этапов согласования, утверждения и т. д. Но, как водится, был нужен безымянный стрелочник, на которого с успехом и свалили всю ответственность за произошедшее.

Вообще-то, можно было бы даже с определенной долей юмора подойти к этой истории, если бы подобные происшествия (именно так - происшествия!) не происходили с завидной регулярностью.

Также по теме: Касьянов готов сотрудничать с нацистским изданием

В апреле прошлого года оригинальный "подарок" ветеранам Великой Отечественной войны преподнесли пермские дизайнеры и полиграфисты, выпустив к 65-летию Победы праздничный плакат, на котором ветеранов поздравляют с праздником... солдаты вермахта.

Фото: AP

В 2008 году челябинские дизайнеры, исполняя заказ правительства области на изготовление праздничных баннеров к Дню Победы, разместили на плакате фотографию, где немецкие солдаты позировали на фоне подбитой "тридцатьчетверки".

На открытках к 23 Февраля встречаются и немецкие "мессершмитты", и немецкие танки "Тигр", и американские линкорыс американскими же F-16. Не забыт скандал в Пензе, где школьникам предлагали оформленную в патриотическом духе тетрадку для записей, напоминающую о том, что "лучшими летчиками-асами Второй мировой войны считаются немцы, и именно те из немецких летчиков, кто воевал у нас, на Восточном фронте, и сбивал наши самолеты".

Безусловно, без ошибок и накладок в производстве полиграфической продукции не обходится. Но одно дело - опечатка, и совсем другое - такая вот идеологическая диверсия, пусть и совершенная по недоразумению. Или по незнанию. Или же просто в силу полного наплевательства к истории своего Отечества.

Также читайте: Челябинских ветеранов поблагодарили за развитие врага

Можно в какой-то степени оправдать современного дизайнера, у которого просто нет времени на поиски соответствующего фактуре поставленной задачи материала. Или же заказчиков,  тоже людей занятых, которым недосуг заниматься изучением содержимого открыток. Но все это актуально в том случае, когда речь идет, к примеру, о несоотвествии пород собак или иных технических деталях, в которых дизайнер, как и всякий среднестатистический человек, действительно может не разбираться. Но в данном случае речь идет о генетической памяти, которая, похоже, все чаще дает сбой.

Российская прокуратура ведет беспощадную борьбу с распространителями экстремистской литературы в Сети. На сайте Минюста можно найти список экстремистских материалов, насчитывающий на данный момент около 800 позиций. В некоторых случаях с решениями судов можно не согласиться, поскольку под запрет попадают книги, представляющие определенный интерес для историков или литераторов. Но в целом борьба эта носит локальный характер, поскольку подобного рода литература рассчитана на чрезвычайно узкий круг сторонников предлагаемой авторами точки зрения.

Это, конечно, не означает, что противодействовать зарвавшимся авторам не надо, - на то правоохранительные органы и существуют, чтобы пресекать крайности. Но проблема, как кажется, в другом.

Также по теме: Праздничная открытка с гитлеровским танком

Примеров, подобных вышеописанным, можно было бы привести гораздо больше. Однако есть определенные сомнения в том, что все без исключения подобные ляпы замечаются и исправляются. В случае с пензенскими тетрадками, например, оные пролежали на полках магазинов три месяца, прежде чем кто-то обратил внимание на некоторую странность в оформлении. Большинство же, по всей видимости, либо просто не вчитывалось, либо посчитало размещенное утверждение вполне нормальным. Точно так же, как безымянные дизайнеры не видят никакой разницы между советским солдатом и нацистским захватчиком, руководствуясь в своем выборе материями сугубо прагматического характера (качеством фотографии, например). А равнодушие общества подчас может таить в себе куда большую опасность, чем отдельные гитлеропоклонники.

Автор Игорь Кулагин
Игорь Кулагин — бывший обозреватель Правды.Ру *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить