Деятелей культуры обманули с формулировками

Ряд уважаемых в мире культуры, искусства и науки людей оказались втянуты в грязную пропагандистскую кампанию. Подписантам известного "письма 50" предлагают отказаться от того, в чём они никогда участия не принимали.

28 июля 2005 года в газете "Известия" было опубликовано "открытое письмо" деятелей науки, культуры и искусства, в котором, применительно к вынесенному приговору в отношении экс-руководителей ЮКОСа, говорилось о том, что государством должен управлять единый для всех закон, "решение о виновности и невиновности человека принимает только суд", а "большие деньги крупного бизнеса не должны влиять на политику и быть выше Закона".

Подробнее: Деятели культуры о приговоре Ходорковскому: с кого-то надо было начать и одёрнуть

Спустя несколько лет подписантов этого обращения (а заодно и аудиторию СМИ) пытаются убедить в том, что они подписали письмо против Михаила Ходорковского, в связи с чем им предлагается исправить ошибку прошлого и изменить своё мнение.

Инициатива радиостанции "Свобода", корреспонденты которой дозвонились до подписантов с соответствующими вопросами, была поддержана многочисленными СМИ, сделавшими однозначный вывод: участники "письма интеллигенции" против Ходорковского отказываются от своих подписей.

Начало положила балерина Анастасия Волочкова, которую, по её словам, "обманули", заставив подписать "такой документ нелепый". Впрочем, 5 лет назад, в интервью "Эхо Москвы" она утверждала совершенно обратно, демонстрируя прекрасное знание темы. По ее словам, это обращение "не конкретно против чего-то или за что-то, а о том, что есть люди, которые обладают безумным количеством денег и, возможно, не платят налоги, но есть и те, кто денег фактически не зарабатывают и действительно нуждаются в помощи". Сейчас, же, во всей видимости, её резкие выражения были связаны с материями, далёкими от Ходорковского, и от заботы о тех, кто нуждается в помощи.

"Я просто так ничего не подписываю. И никогда не отказываюсь от своих слов в зависимости от политической конъюнктуры. Волочкова - это понятно. Меня Буйнов удивил. Он же в этом смысле не совсем "бамбук". Кто-то его, видимо, облапошил да и всё", - считает член Общественной палаты РФ Сергей Абакумов.

В том, что касается других "отказников", то здесь ситуация действительно несколько иная.

Фото: AP

Согласно версии "Свободы", актриса Светлана Светличная не помнит, чтобы подписывала письмо против Ходорковского, и вообще не участвует в этих делах. Однако, в интервью "Правде.Ру", актриса пояснила, что ей просто не объяснили, о каком именно письме идёт речь. "Я думала, что имелась в виду подпись текущего года или прошлого года, - сказал она. - А в 2005-м - да, я могла подписать".

Директор Центра сердечно-сосудистой хирургии им. А. Н. Бакулева Лео Бокерия, усилиями "Газеты.ру" также занесённый в список отказников, всего лишь честно заявил, что "против Ходорковского ничего не подписывал", а "в письме говорилось, что суды должны быть независимыми". Но распространение получила только первая часть фразы. Как отмечает в этой связи связавшаяся с врачом "Трибуна общественной палаты", Лео Бокерия был и вовсе в бешенстве, потомучто никто с ним не связывался и уж точно никаких заявлений он не делал, от подписи не отказывался и советовал всем возмущённым письмом в защиту приговора почитать само письмо - оно не против конкретной личности, а против давления на суды.

Похожая история сложилась и с другими якобы отказниками, которые говорили примерно то же самое, что и Лео Бокерия. А именно о том, о чём было указано в том самом обращении. Что в демократическом обществе, собственное суждение по любому вопросу, пусть и отличное от мнения большинства, может иметь каждый, но нельзя обвинять правосудие в предвзятости и необъективности, не имея на то веских оснований. О том, что не надо закрывать глаза на существующие недостатки в правовой системе государства, но и обсуждение отдельного судебного процесса не должно носить характер дискредитации всей судебной системы, "иначе волей-неволей начинаешь задумываться, а так ли те, кто постоянно говорит о несправедливости, заботятся о соблюдении прав обвиняемых?"

Это и Надежда Кадышева, заявившая "Независимой газете", что подписывалась "за справедливость судебной системы", но не против Ходорковского лично. Или 96-летний актёр Владимир Зельдин, утверждающий, что его спрашивали именно о письме против Ходорковского и Лебедева. Да и многие другие.

Осудившие подписантов "письма 50" сравнивали его с обращениями советской интеллигенции "против убийц, шпионов и предателей из "право-троцкистского блока" и т.д.. Но и методы нынешних "свободных" журналистов мало чем отличаются от так ненавидимой им советской пропаганды.

Художник Никас Сафронов заявил, что на него откровенно давили. "Недавно стали звонить, мол, хотим заказать портрет. Один, второй, третий - подряд звонки идут. И спустя короткое время те же люди от портретов отказываются под предлогом, что художник, подписавший то письмо, - неправ и вообще плохой художник", - рассказал он, подчеркнув, что отказываться от своей подписи не собирается.

"Какую работу проводят эти "защитники"! Были звонки, мне были звонки, несколько месяцев назад - к совести взывали. Но я даже не обращала внимания. Обрабатывают каждого, кто подписывал. Задача стоит, чтобы все отказались", - говорит председатель Союза семей военнослужащих России Мария Большакова.

Фото: AP

Также по теме: Приговор Ходорковскому: так кто же давит на суд?

К слову, стопроцентных отказников можно пересчитать по пальцам одной руки (да и то лишние останутся). Так что можно уверенно заявить, что сенсации не произошло. Настораживает другое. Информационные войны стали, в некотором смысле, частью современной культуры. Выяснение отношений в СМИ - это всё же лучше, чем "конкретное" решение проблем. И защита Ходорковского, имея в распоряжении огромный медиаресурс, активно его использует, не ограничивая себя ничем, в том числе и нормами морали, используя в качестве пешек людей, чья репутация, в итоге, может оказаться под угрозой. В конце концов, на кону стоит вопрос о доверии СМИ. Уже сейчас многие из того списка подписантов достаточно резко реагируют на звонки корреспондентов различных изданий, загодя ожидая подвоха. А это уже проблема не отдельных СМИ, а всего медиасообщества.

Автор Лев Правдин
*
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Последние материалы