Дело Ходорковского подвергнут общественному обсуждению

"Общество и власть: отношения после приговора по второму делу "ЮКОСа". Такова тема "круглого стола", собравшего политологов, правозащитников, журналистов для обсуждения одного из самых резонансных дел последнего времени.

Приговор по второму делу в отношении экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО "Менатеп" Платона Лебедева вызвал шквал эмоций со стороны сторонников обвиняемых. Отвечать на вопросы журналистов по этому поводу пришлось даже первым лицам государства. В частности, соответствующий вопрос о возможных негативных последствиях для инвестиционного климата в России и возможности вмешаться и "положить конец этой истории" был задан президенту России Дмитрию Медведеву и ведущим телеканала "Блумберг ТВ".

Глава России, в свою очередь, счёл необходимым заметить, что "за налоговые преступления только в прошлом году несколько тысяч частных предпринимателей и сотрудников крупных коммерческих структур сели в тюрьму". Во-вторых, по словам президента, он не считает возможным "рассуждать об отдельных "кейсах", только потому, что это есть вмешательство в судебную систему". "И третье, - сказал Д. Медведев. - В отношении Ходорковского и некоторых его коллег, которые преследуются по закону, и соответствующего приговора. Он не вступил в законную силу. Но я надеюсь, что ни у кого не вызывает сомнений, что в принципе обвинение имеет право предъявлять дополнительные аргументы и выдвигать новые обвинения в отношении тех лиц, которые сидят в тюрьме, как бы это ни воспринималось".

Эта же тема обсуждалась и в ходе заседании президентского совета по развитию гражданского общества и правам человека в Екатеринбурге. Президент отметил, что "у всех есть своя позиция" позиция по этому делу. "Кто-то изначально уверен в том, что суды исполняют политический заказ государства, кто-то, наоборот, такие люди тоже есть, это очевидно, считают, что репрессия должна быть жёстче и вообще государство у нас избыточно либеральное, что такие люди должны быть наказаны по всей строгости закона", - сказал он, добавив, что при всём при этом, мало кто "читал полностью материалов дел Ходорковского, Магнитского или ещё кого-то просто потому, что это невозможно".

Собственно, вот эта неясность в происходящем, и позволяет определённым силам спекулировать на деле экс-главы ЮКОСа. Попробовать разобраться в некоторых нюансах, а, самое главное, определить отношения власти и общества по этому делу, предложили участники круглого стола, состоявшегося 3 февраля в РИА Новости.

Фото: AP

Ведущий этого мероприятия, председатель комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития гражданского общества Иосиф Дискин, отметил, что дискуссия по делу Ходорковского-Лебедева идёт не совсем правильно. Власть и общество занимают достаточно жёсткие позицию по этому вопросу, но при этом не слышат друг друга. В частности, эксперт привёл в пример публикацию в "Комсомольской правде", где была достаточно подробно изложена позиция следствия. Однако, удивляется И. Дискин, эта статья не стала предметом для обсуждения. "Как будто наложен запрет на обсуждение этой темы", - сказал он.

По мнению тележурналиста Андрея Карулова, также заострившего внимание собравшихся на этом моменте, отсутствие реакции вытекает из того, что "в какой-то момент мы перестали верить следователям". Караулов напомнил участникам круглого стола давнюю историю с руководителем театра "Модернъ" Светланой Враговой, рядом с домом которой располагался банк "Менатеп", руководство которого решило, по всей видимости, забрать себе симпатичное строение. Жильцам этого дома были предложены квартиры в других районах, а тем, кто не захотел менять место жительства, предъявили дополнительные аргументы. По словам самой Враговой, во время её отсутствия неизвестные личности разгромили квартиру, потом угрожали её мужу..  В общем, Врагова осталась бездомной, но живой. В отличие от соседа по дому, поплатившегося за свою несговорчивость жизнью. "Вот я рассказал об этом деле. Сколько было статей, что Ходорковский - политический заключенный, что у нас 37-й год. И так далее, и тому подобное. Я хочу спросить - уголовное дело по факту хищения в особо крупных размерах у Враговой было возбуждено? А дело по другим жителям подъезда (этого дома), которые исчезли? Мне это непонятно", - сказал Караулов.

О политизации "дела Ходорковского" говорил и генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков. По его словам, если в рамках первого уголовного дела главным врагом М. Ходорковского назначили вице-премьера РФ Игоря Сечина, то сейчас, полагает В. Хомяков, "ставки, как покере, возросли". "Я не понимаю, Ходорковский борется за свою свободу или с путинским режимом?" - удивляется политолог.

Вообще же, В. Хомяков выразил сомнение в том, что общественность следит за делом Ходорковского-Лебедева в том контексте, как пытаются представить его защитники. По его словам, общество знает двух Ходорковских: первый - это олигарх, у которого всё отобрали; второй - бывший комсомольский работник. "Дело, конечно, резонансное, но далеко не для всех граждан страны оно является определяющим", - сказал В. Хомяков.

 

 

Глава президентского совета по правам человека Михаил Федотов заявил, что "общество должно понимать справедливость судебных решений". По его словам, если мы признаем, что у нас действует независимый суд, то к нему не может быть никаких вопросов. Если судья выносит приговор, то этот приговор может быть обжалован в вышестоящей инстанции, сказал он.

Другое дело, что в общественном сознании существует определённые сомнения в этом отношении, что стало, в том числе, поводом для состоявшегося обсуждения.

Как отметил Иосиф Дискин, в обсуждении этого и подобных ему дел сторонами приводятся разные аргументы. "Некоторые оскорбляют мой интеллект, но это дело моего интеллекта", - сказал он, добавив, что для более предметного диалога необходимо создать атмосферу, "в которой возможна подлинная независимая экспертиза, чьи выводы будут приняты всеми сторонами".

Автор Лев Правдин
*
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить