Кино по субботам от «ПРАВДЫ.Ру» - 7 сентября 2002 г.

Бархатный сезон, август кончился, 11 сентября на носу и почти у всех гостят эмигранты — их ностальгия по цвету похожа на раннюю московскую осень, а по запаху — на горечь только что опавшей листвы.

И то, что нам навязло, обрыдло, то, что нами растаскано в анекдотах, и не помнится, как это было, ими, эмигрантами с хронической ностальгией, воспринимается совершенно иначе.

И с совершенно иными напитками. Например, "Иронию судьбы или с легким паром" мы всегда смотрим, открывая шампанское, и пробка летит в салат "Оливье".

А вот что написал приятель из Аргентины, совершенно не в связи с Новым годом — "посмотрел вчера из "Золотой серии" "Иронию судьбы"...И конечно, не выдержал, и конечно, напился водки до бесчувствия...".

А помните, как долгими осенними вечерами шел "Штирлиц"? Как все стремились скорее с работы домой, быстро-быстро поужинать, рассесться перед телевизором всем семейством, и, не отвлекаясь на разговоры, смотреть на перипетии судьбы. В это невозможно поверить, но рекламы тогда не было.

Теперь можно купить все 12 серий "17 мгновений весны" на 6 кассетах и засмотреться хоть до упаду...Но — не хочется. Вспоминается, что ушел Визбор, что тяжело больна Лиознова, что секс-символ семидесятых, Князь Андрей, он же — Штирлиц, постарел вместе с нами, и что на днях его увезла "скорая помощь" - инфаркт...

Так что иностранные гости пусть смотрят и пьют водку — от ностальгии всегда лечатся водкой, а мы, мы будем крутиться по дому, собирая очередной праздничный ужин, изредка поглядывая на экран, чтобы впечатления детства и чувство стремительно уходящего времени не вогнали в депрессию, свойственную загадочной русской душе наступающей осенью.

А вот кому два часа любоваться на Олега Меньшикова? Ну, и на Катрин Денев, соответственно. В общем, неважно, на самом деле, что они там играют, и каков сюжет. Потому что смотреть на Меньшикова в двухчасовом фильме "Восток-Запад" вместе с Денев — прямо скажем, одно удовольствие. А сюжет — очень дурацкий. Для нас, россиян. В свое время нас героизмом перекормили, один Павлик Морозов чего стоил, а тут — любовь при героических обстоятельствах. Не везет Меньшикову в кинематографе — ему бы сыграть что-то роскошно куртуазное, а пейзажах и натюрмортах, перебирая тонкими пальцами струны гитары, и кружева длинных дамских манжетов. Потому что амплуа героя-любовника у Меньшикова получается плохо, а хорошо — просто любовника. Но режиссеры этого не замечают, и будет совершенно не удивительно, если в итоге Меньшиков сыграет какого-нибудь пахана-отморозка.

А "Восток-Запад" - что ж... героический романтизм. История произошла 50 лет назад. Когда француженка, оказавшись в СССР, не могла вернуться к себе на родину. Когда русский, полюбив француженку, был обречен на страдания. Это было суровое и жестокое время. И какой же страстной была тогда любовь разлученных, и как безоглядно жертвовали они собой ради дорогого человека... Картина `Восток — Запад`, премьера которой состоялась осенью 1999 года в Париже, стала событием в мировом кинематографе. Потому что Меньшиков с Денев в одном флаконе — в самом деле — событие.

А для детей — лучший подарок в грустном сентябре, когда их опять запрягли ходить в школу — после всех Касперов и Телепузиков посмеяться над сборником "Ну, погоди", посмотрев все 18 выпусков сразу. Хотя так смеяться как мы, дети уже не умеют.

Елена Киселева
"ПРАВДА.Ру"

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *