Стратегия-31: развод без замужества

Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева отказалась подавать совместную с Эдуардом Лимоновым заявку на проведение 31 декабря митинга на Триумфальной площади. По словам правозащитницы, их точки зрения на "Стратегию-31" разошлись. При этом она не исключает возможности принять участие в организации точно такой же акции, но уже с другим составом участников.

Пути-дороги правозащитно-нацбольского дуэта в лице Лимонова и Алексеевой разошлись ещё в октябре этого года, когда Людмила Михайловна без участия вождя нацболов согласовала с московскими властями проведение митинга оппозиционеров на Триумфальной площади в Москве. Акция тогда собрала более тысячи участников, включая журналистов (по данным ГУВД, оппозиционеры приводят другие цифры), а не желающего участвовать в согласованном мероприятия Лимонова сотрудники милиции внесли на митинг буквально на руках. Чем Лимонов, кстати, оскорбился и впоследствии даже написал заявление в Генпрокуратуру с требованием привлечь к ответственности сотрудников  милиции за "принуждение к участию в  митинге, организованном в результате мошеннического сговора".

Досталось и Алексеевой - перманентный революционер потребовал провести над ней Суд чести, предложив в качестве судей Елену Боннер и Владимира Буковского. "Странно, что Лимонов выбрал мне в судьи именно тех людей, которые живут так далеко отсюда. Я уважаю их обоих, но они не знают наших реалий, нашей каждодневной жизни. И не мне их судить, и не им меня", - ответила Лимонову через прессу Людмила Алексеева, пояснив, что Лимонов просто старается как можно дольше удержать внимание СМИ на своей персоне, используя скандал как повод.

И это, в некоторой степени, ему удалось. По крайней мере, г-н Буковский совершенно неожиданно обрушился с критикой на правозащитницу, которой, по его словам, следовало "воспользоваться своим правом помолчать и не суетиться". "Господа! Пожалуйста, не спрашивайте разрешения у властей при осуществлении своих конституционных прав! Закон этого не требует, он требует всего лишь уведомления", - утверждает он, солидаризируясь с Лимоновым, которому никакие разрешения на проведения акции вообще не нужны.

Фото: AP

Но у Алексеевой на этот счёт несколько иная точка зрения. "Я не хочу подавать заявку вместе с ними потому, что в пылу возмущения по поводу согласования митинга 31 октября Лимонов признался, что он вообще презирает митинги, которые удалось согласовать с властями. Если бы я это знала с самого начала, я бы ни разу не подавала совместную с ним заявку, потому что по закону полагается не только уведомлять власти о предстоящей акции, но и согласовывать время и место ее проведения", - пишет она у себя в блоге. При этом проводит параллели с США, где организация того или иного протестного мероприятия требует соблюдения определённых процедур.

В частности, требуется подать заявление в полицейский участок, указав время, место и приблизительную численность участников митинга. При этом, в Америке запрещено проводить митинги вблизи школ, больниц и церквей, так что советским диссидентам пришлось вместе с полицейскими совместно определять место проведения акции. "Конечно, согласовывать что-либо с властями в Нью-Йорке гораздо легче, чем в Москве. Но, тем не менее, и там и здесь закон требует и уведомления и согласования. Сказавши "а" надо говорить "б". Если подал уведомление - приходится договариваться о месте и времени", - резюмирует Алексеева.

Также по теме: Правозащитники и Лимонов: что у них общего?

В общем, как заявила глава МХГ в СМИ, "наши взгляды на "Движение-31" разошлись". "К счастью, я не была за ним замужем. Поэтому слово "развод" здесьнеуместно. В какой-то момент мы обнаружили, что наши цели, наши точки зрения о том, что представляет "Стратрегия-31", разошлись. Этого достаточно для того, чтобы отказаться от совместных действий", - поясняет она. При этом, как подчеркивает Алексеева, это не означает того, что Стратегия-31 кончилась.

Просто она будет проходить в новом, соответствующем букве закона формате и с другими составом участников. "Движение-31 очень разрослось, в нем участвует масса людей, среди которых немало известных, уважаемых граждан. У них не меньше прав на подачу такой заявки, чем у тех, кто это движение начинал. Я не знаю, буду ли я среди заявителей или это будут совсем новые заявители. Но не сомневаюсь, что Движение продолжится вне зависимости от того, как сложатся мои отношения с прежними заявителями", - считает она.

Что касается Лимонова, то он не стал затягивать с ответом, предложив рассматривать эту историю не как конфликт между двумя персоналиями, а как противостояние между "радикальными непримиримыми силами, трезво понимающими, что власть боится только упорства, решительности и бескомпромиссности, и умеренными  силами, которые, забыв о печальном опыте последних десяти лет, все еще совершенно безосновательно надеются столковаться с властью".

Впрочем, так оно и есть. В блоге у Людмилы Алексеевой идёт настоящая война между представителями, скажем, двух крыльев оппозиции. Представители нацбольского племени говорят о том, что "любители потолкаться в загоне придут к Л.М. Алексеевой, свободные граждане - к Лимонову". Противоположная сторона целиком и полностью на стороне правозащитницы.

1gatta_felice: "А устроить заварушку - это, конечно, весело для организатора, но участникам достается: кости ломают, штрафы, суды".

Фото: AP

kokoon_art: "...Но право собирать митинг БЕЗ согласования, о котором твердит Лимонов - нонсенс, ничего подобного в Конституции нет. Он - такой же манипулятор, как и "власти".

 

gal_ant: "Стало возможно вменяемо объяснять хотя бы знакомым, что на Триумфальной не лимоновцы с ума сходят, а граждане выражают своё отношение к соблюдению Конституции в нашей стране. Лимонову-папе спасибо, но дети выросли, не надо пытаться запрятать их обратно в утробу".

Также по теме: Лоялисты победили революционеров

До очередной "стратегии-31" - чуть больше месяца. Прошлая акция в защиту конституционных прав и свобод закончилась стихийным (читай: противозаконным) шествием по центральным улицам столицы, которое действительно смазало впечатление от митинга (не считая, конечно, попыток нацболов устроить дебош рядом с митингом правозащитников). Нечто подобное может произойти и в будущем. И вряд ли потенциальных организаторов правозащитной "стратегии" подобные эксцессы будут устраивать.  Исключить опасность их повторения практически невозможно - "лимоновцы" уже доказали свою упёртость в реализации планов Вождя.

 А значит нужно либо вступать на путь прямой, в т.ч. физической конфронтации с носителями идеологии национал-большевизма, либо ответить самим себе на вопрос о целях проведения этой акции, которая, по большому счёту, преследовала одну цель: добиться проведения митинга на Триумфальной. Добились. Что дальше? А дальше - участие в политической жизни страны, в рамках, определённых нормами действующего законодательства и собственными возможностями. Так происходит во всех демократических странах. Так почему Россия должна становиться исключением из правил, где оппозиция, к сожалению, уже привыкла бороться за свои права неправовыми методами? А там, глядишь, и необходимость в митингах на Триумфальной отпадёт сама собой.

Автор Лев Правдин
*
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить